наверх

СПГ – золото региона

1 февраля 2018
СПГ – золото региона

«Ямал СПГ» – это «движок» развития газовой отрасли, навигации по Северному морскому пути и выходу России в крупные производители СПГ XXI века.

Как метеоры по Оби

Запуск на Ямале крупнейшего в стране завода по производству сжиженного природного газа стал событием в российской экономике, в индустриальном освоении Арктики. Эту тему, с обращением к опыту ЯНАО, рассматривали в Москве на конференции «Международные и национальные экономические программы как инструмент развития регионов РФ». На форуме обсуждали проекты «Северный широтный ход», Бованенковское месторождение, морской терминал «Ворота Арктики» и «Ямал СПГ». Наибольший интерес по ряду причин вызвал последний проект.

25 января, ко времени открытия конференции, танкер с первой партией сжиженного газа с проекта «Ямал СПГ» пересёк Атлантику и дошёл до США. По данным навигационного портала Marinetraffic, танкер Gaselys подошёл к американскому Бостону, после чего разгрузится на терминале Эверетт. СПГ с Ямала (около 100 млн кубометров) – первый российский газ, поставленный в Соединённые Штаты. Всего же со времени пуска первой очереди завода не прошло и двух месяцев, а танкеры с ямальским СПГ идут из Сабетты по Северному Ледовитому океану, как метеоры летом по Оби.

Первый танкер ушёл на восток, где газ был перепродан для США. Остальные танкеры сразу идут в западном направлении по Северному морскому пути и выгружают газ в европейских портах. Так, акционер проекта «Ямал СПГ» – CNPC – купил партию СПГ, которую выгрузили в порту Роттердама. Французская Total, акционер проекта «Ямал СПГ», закупила партию сжиженного природного газа, которая погружена в порту Сабетта на танкер «Борис Вилькицкий». Судно идёт во французский порт, а следующую партию планируют к разгрузке в порту Великобритании. В январе из Сабетты вышел танкер-газовоз «Eduard Toll» – «Эдуард Толль». Таким образом, с момента запуска «Ямал СПГ» экспортировал уже около 370 тысяч тонн сжиженного газа.

«Eduard Toll» следовал из Находки в Сабетту. Этот газовоз после 17 дней транзитного перехода из Кореи через четыре моря благополучно прибыл в акваторию Обской губы в районе острова Белого. Впервые транспортное судно выполнило переход по СМП в зимнюю навигацию с востока на запад без сопровождения ледокола. Наиболее тяжёлые участки встречались на подходах к проливу Санникова и непосредственно после его прохождения. Движение судна затрудняли поля торосов – до 1,5 – 2 метров в высоту.

На верфи в Корее строят танкеры для проекта «Ямал СПГ», уже спущены на воду суда «Владимир Визе» и «Рудольф Самойлович». Эти суда длиной почти 300 метров, вместимостью по 172 тысячи кубометров СПГ рассчитаны на эксплуатацию при температурах до минус 50 градусов и могут самостоятельно работать во льдах толщиной 2,1 метра.

Дан приказ идти на север…

После открытия 8 декабря 2017 года завода по производству СПГ Президент РФ Владимир Путин подписал ряд поручений правительству по развитию производства сжиженного природного газа в России, так как сегодня эта ниша на рынке СПГ «достаточно скромна». Президент также поручил доработать доктрину энергетической безопасности и транспортную стратегию РФ на период до 2030 года, а также энергетическую стратегию России до 2035 года.

Владимир Путин отметил проект «Ямал-СПГ» как пример успешной международной кооперации с Францией, Италией, Германией, рядом других европейских государств и компаниями КНР. Кроме того, он подчерк­нул, что такие проекты создают каркас устойчивого развития территорий Севера и Арктики, – это новая портовая и транспортная инфраструктуры, жильё, социальные объекты, то есть комплексное развитие регионов с реализацией экологических программ.

На Ямале уже построены аэропорты на Бованенково и в Сабетте, там сооружён морской порт, вблизи посёлка Мыс Каменный построен терминал «Ворота Арктики» для погрузки нефти. Предприятия ТЭКа сотрудничают с регионом по строительству в населённых пунктах и зонах нефтегазодобычи жилья и сферы соцкульт­быта. Долгосрочные программы производственного развития отрасли и социального развития территорий региона разрабатывают в ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКойл», ПАО «НОВАТЭК» и других.

В лидеры Арктики

Касаясь перспектив производственного развития ПАО «НОВАТЭК», лидера производства СПГ, надо отметить, что она намерена преобразовать себя в глобальную газовую компанию. Эти планы заложены в корпоративной стратегии на 2018 – 2030 годы, опубликованной на официальном сайте. Так, компания намерена добыть около 820 млрд кубометров газа, 107 млн тонн конденсата, 75 млн тонн нефти. В стратегии отмечен опыт разведки и разработки месторождений, опыт транспорта грузов по СМП. Расчёт сделан и на новый проект «Арк­тик СПГ-2» в зоне Гыданского полуострова, где идут работы. Проект реализуют на Утреннем месторождении (с запасами 784 млрд  кубометров газа и 37 млн тонн жидких углеводородов). Там запланированы три линии СПГ по 6,1 млн тонн в год каждая. Поэтому к 2030 году «НОВАТЭК» планирует увеличить производство СПГ до 55 – 57 млн тонн в год. А с учётом доразведки месторождений существует возможность увеличить производство до 70 млн тонн.

В начале этого года «НОВАТЭК», наращивая ресурсную базу, сообщил, что его совместное предприятие АО «Арктикгаз» выиграло аукцион на право пользования недрами «Осеннего» участка, который расположен на территории ЯНАО и обладает ресурсным потенциалом 4,411 млн баррелей нефтяного эквивалента. Граничит он с Самбургским участком АО «Арктикгаз». Кроме того, прошла сделка компании по приобретению ООО «Черничное» у АО НК «Мангазея». ООО «Черничное» владеет лицензией на изучение и добычу углеводородного сырья на Черничном месторождении, расположенном вблизи от инфраструктуры «НОВАТЭКа». Суммарный ресурсный потенциал участка составляет 179 млн баррелей нефтяного эквивалента.

Председатель правления компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон отметил, что приобретения соответствуют стратегии компании. Они увеличивают её ресурсную базу в Надым-Пур-Тазовском регионе и способствуют реализации долгосрочных проектов по росту добычи углеводородов. «Газпром» также заказал компании «Криогенмаш» разработку собственной технологии среднетоннажного сжижения газа (0,9 млн тонн в год), а «НОВАТЭК» объявил, что линию такой же мощности установят как дополнительную на «Ямал СПГ».

Через Севморпуть – на мировой рынок

Массированное освоение недр ЯНАО требует и развития транспорта. Здесь проектируется железнодорожная система «Северный широтный ход». Но пока упор делают на перевозку нефти с Новопортовского месторождения и СПГ морским транспортом по СМП. Поэтому, помимо сооружения танкеров-газовозов ледового класса в Корее, строятся ледоколы нового класса и портовые суда для Арктики на отечественных заводах. Так, в 2017 году Росатомфлот завершил работы по продлению ресурса ядерной энергетической установки атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» до 200 тысяч часов, и срок их эксплуатации увеличен на пять лет. Это позволит исключить возникновение «ледовой паузы» и плавно перейти к эксплуатации универсальных атомных ледоколов проекта 22220.

Ледоколы для СМП строит ООО «Балтийский завод – Судостроение», на его верфях сооружают универсальные атомные ледоколы (УАЛ). Уже в сентябре 2017 года на воду спущен первый серийный УАЛ «Сибирь». Сдача головного УАЛ «Арктика» намечена на середину 2019 года, а серийного атомного ледокола «Сибирь» – на ноябрь 2020-го, второго ледокола этой серии «Урал» – на ноябрь 2021 года. Также идёт реализация ФГУП «Атомфлот» проекта «Портофлот», который создан для проекта «Ямал СПГ». Строительство портового флота – это портовый ледокол, два ледокольных буксира и два буксира ледового класса. Они обеспечат круглогодичную и безопасную швартовку крупнотоннажных судов у причалов Сабетты.

В ноябре 2017 года поднят флаг на ледокольном буксире «Юрибей». Ледовый класс Arc6 позволяет судну круглый год оказывать услуги крупнотоннажным морским судам, перевозящим сжиженный природный газ и стабильный газоконденсат. «Юрибей» принял участие в обеспечении погрузки первой партии продукции «Ямал СПГ» и проводит операции по работе с судами с грузами для строительства завода по производству СПГ совместно с буксиром «Пур». Постановкой судов к морскому причалу занимается и буксир ледового класса «Тамбей».

С реализацией ряда проектов в Арктике под проводкой атомных ледоколов в акватории Северного морского пути прошли 492 судна общей валовой вместимостью 7,17 млн тонн. Для сравнения: в 2016 году – 410 судов вместимостью 5,28 млн тонн. Значительная доля работы судов полярного флота пришлась и приходится на акваторию Обской губы, где действуют порт Сабетта и терминал «Ворота Арктики».

Заход первого танкера-газовоза в порт Сабетта прошёл в марте 2017 года, тогда атомоходы «Вайгач» и «50 лет Победы» обеспечили проводку судна «Кристоф де Маржери». К Новопортовскому месторождению на полуострове Ямал проводку танкеров ведут атомные ледоколы «Вайгач» и «Таймыр». Проводку следующих судов для порта Сабетта обес­печивали в 2017 году атомоходы «Ямал» и «50 лет Победы». 12 января 2018 года атомный ледокол «50 лет Победы» провёл из порта Сабетта арктический танкер-газовоз «Борис Вилькицкий», а затем привёл в порт танкер-газовоз «Эдуард Толль» от острова Белого. По словам главного инженера ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки, обеспечение вывоза углеводородной продукции является ключевым фактором востребованности услуг атомного ледокольного флота. А начальник штаба морских операций «Атомфлота» Владимир Арутюнян полагает, что работа с газовозами становится привычной задачей для судов Росатомфлота. И с декабря 2017-го заходы танкеров-газовозов в порт Сабетта стали регулярными. График их работы расписан на два месяца вперёд.

Говоря об участии ЯНАО, как субъекта Федерации, в этих процессах, губернатор Дмитрий Кобылкин считает, что роль региона заключается и в формировании транспортной инфраструктуры. «Запасов углеводородов на Ямале достаточно. Наш главный приоритет – максимально обеспечить строительство дороги Северный широтный ход и ветки Бованенково – Сабетта, чтобы сделать Сабетту многофункциональным портом в российской Арктике. Чем больше грузов мы «поднимем» на полуостров Ямал, на Сабетту, тем «горячее» будет Севморпуть».

Фото к статье
СПГ – золото регионаСПГ – золото регионаСПГ – золото регионаСПГ – золото региона
Текст:Юрий МОРОЗОВ, с использованием интернет-ресурсов
Фото:из открытых источников
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт