наверх

Взгляд в середину XXI века

23 ноября 2017
Взгляд в середину XXI века

В экономическом развитии России в текущем веке всё более на авансцену её индустрии и социальной политики выходят высокие широты. Освоение их природного потенциала обес­печит стране новые выигрышные позиции через индустриализацию третьей волны – в Российской Арктике.

Упор на морфлот

Минприроды РФ опубликовало прогноз объёмов транспортировки минерального сырья, добываемого в Арктической зоне России в акватории Северного морского пути. Это зона морей Северного Ледовитого океана, омывающих берега Азиатской России. И основным драйвером её экономического развития является освоение природных ресурсов, главным образом – полезных ископаемых. А их добыча определяет основные объёмы грузопотока в акватории Севморпути – от Карских ворот до Чукотского моря. На морской ледово-грузовой транспорт возложена колоссальная задача: доставка грузов для обустройства месторождений и вывоз добытого сырья. Иные варианты транспорта, в первую очередь железнодорожного – пока не рассматривают, что существенно замедляет освоение восточных территорий страны.

Поэтому изучение значительной части ресурсной базы, расположенной на удалении от магистральных трубопроводов и железных дорог, связано с использованием морской схемы транспортировки в акваториях с различным ледовым режимом. Следовательно, как и в начале прошлого века, основной упор в Арктике делают на совершенствование и развитие морской транспортной инфраструктуры в регионах освоения арктического шельфа и его побережья. В первую очередь на создание ледокольного флота для обеспечения освоения месторождений, тяготеющих к акватории Северного морского пути.

Главные проекты

В настоящее время сложилось 10 инвестиционных проектов по освоению минеральных ресурсов в зоне Северного морского пути и связанных с его использованием. Пять из этих проектов направлены на освоение углеводородного сырья, ещё пять – руд и угля. Специалисты ожидают, что основной объём грузопотока будет связан с перевозкой энергоресурсов – СПГ, нефти и угля. Меньший по объёму, но значимый со стратегических позиций объём перевозок – с вывозом концентратов цветных и драгоценных металлов с севера Красноярского края.

Нефть и сжиженный природный газ

Однако основные проекты по освоению залежей углеводородов, которые формируют грузовую базу, расположены в районах Обской губы и Енисейского залива Карского моря, а также на его шельфе. В первую очередь, это ямальские проекты строительства заводов СПГ 1-3, транспорта нефти из Обской губы. Обустройство ряда газовых месторождений в акватории Обской и Тазовской губы – это Чугорьяхинское, Семаковское и Каменномысское-море. Поэтому объективным источником данных для анализа грузопотока минерального сырья стали проекты разработки месторождений. Рассмотренные и согласованные в ЦКР Роснедра проекты разработки месторождений и последующий мониторинг их освоения вкупе с анализом логистических схем дают сведения, необходимые для оценки грузопотока. А также определения потребности в судах различных типоразмеров и ледовых классов и для определения задач ледокольного обеспечения.

Обская губа – флагман грузопотока

Прогноз грузопотока на период до 2030 года выполнен на основании проектов, предполагающих круглогодичный вывоз сырья по трём регионам – Обская губа, Енисейский залив Карского моря и побережье Восточно-Сибирского моря. По расчётам, объём круглогодичного вывоза СПГ, конденсата и нефти из Обской губы после выхода всех заводов СПГ и нефтегазопромыслов на проектные мощности достигнет к 2026 году уровня 41 млн тонн, после чего останется достаточно стабильным. А утверждённый проект разработки Салмановского (Утреннего) месторождения обеспечит выполнение распоряжения Правительства по развитию проекта СПГ-2 на Гыдане. Доказанные запасы месторождения – 235 миллиардов кубометров газа и 8,6 млн тонн жидких углеводородов. Салмановское (Утреннее) нефтегазоконденсатное месторождение расположено в северной части Гыданского полуострова и частично акватории Обской губы, «напротив» Южно-Тамбейского месторождения полуострова Ямал. В октябре 2014 года ООО «Морстройтехнология» получило положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» по объекту «Обустройство причальных сооружений Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения». Причалы построены и введены в эксплуатацию. Они входят в комплекс морского порта Сабетта, так как Министерство транспорта России издало распоряжение, по которому в границы арктического порта включён участок акватории, который необходим для обустройства Салмановского месторождения.

Также ожидается, что новым регионом нефтедобычи станет район Хатангского залива моря Лаптевых. Здесь в апреле 2017 года начато бурение в поисках нефти компаниями «Роснефть» и «ЛУКойл». Район характеризуется доказанной нефтегазоносностью, а компании получили признаки нефти в процессе бурения, теперь они проводят выявление месторождений. В соответствии с условиями пользования недрами, ЛУКойл обязан ввести открытое месторождение в разработку не позднее 2023 года. Кроме того, утверждена разработка нефтяных месторождений «Проекта «Таналау». Но инвестиционное решение не принято в связи с изменением объёма запасов месторождений. Построить терминал «Таналау» планируют на Енисее, в 130 км от Дудинки. Объект предназначен для приёма и отгрузки нефти, добытой на шести лицензионных участках АО «ННК-Таймырнефтегаздобыча» нефтегазовых месторождений Пайяхского и Северо-Пайяхского. Площадь территории терминала в границах проектирования составит 8,62 га.

Медь, золото и никель Сибири

Помимо разработки месторождений углеводородов Сибири предполагается освоение её месторождений твёрдых полезных ископаемых и вывоз рудных концентратов, товарных металлов и конденсата из Енисейского залива. Объём поставок прогнозируют стабильным – на уровне 1,5 млн тонн в год. Уточнённые объёмы вывоза рудных концентратов и товарных металлов определяют горнорудные компании, в первую очередь ПАО «Норильский никель», с учётом технологических и логистических схем. А при достижении заявленных компанией «ВостокУголь» объёмов отгрузки угля, что также потребует строительства флота крупнотоннажных судов высоких ледовых классов, грузопоток из Енисейского залива может выйти в 2023 году на уровень 31 млн тонн. Также на побережье Восточно-Сибирского моря идёт разработка золоторудного месторождения Майское с сезонным вывозом концентрата в объёме около 0,1 млн тонн. А начало разработки месторождения Песчанка (Баимская площадь) предусмотрено не позднее октября 2026 года. По данным компании, вывоз медного и молибденового концентрата составит ориентировочно 680 тыс. тонн в год. Возможен круглогодичный совместный вывоз сырья проектов Песчанка и Майское через порт Певек. По трассе Севморпути по планам Первой горнорудной компании возможна транспортировка части рудного концентрата, добываемого в рамках проекта Павловское месторождение на западном берегу Южного острова Новой Земли.

В какую сторону повезут сырьё?

По расчётам и прогнозам, вывоз основного объёма сырья из акватории Карского моря будут производить в западном направлении в Европу. А объёмы перевозок по Севморпути СПГ и газового конденсата проектов Ямал СПГ и СПГ-2 в восточном направлении определит компания «НОВАТЭК» – с учётом опыта эксплуатации строящегося для Ямал СПГ флота. Вывоз сырья с побережья Восточно-Сибирского моря (порт Певек) планируется в восточном направлении. Таким образом, общий объём круглогодичного грузопотока минерального сырья в юго-западной части Карского моря достигнет в 2026 году максимума – 42 млн тонн (при достижении компанией «ВостокУголь» заявленных объёмов – 72 млн тонн) и будет практически стабилен до 2030 года.

Фото к статье
Взгляд в середину XXI векаВзгляд в середину XXI векаВзгляд в середину XXI векаВзгляд в середину XXI века
Текст:Юрий МОРОЗОВ, по материалам сайта Минприроды РФ
Фото:Юрий МОРОЗОВ, из открытых источников
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт