наверх

Первая ласточка

«ПК» № от 16 января 2014
Первая ласточка

Сегодня на Ямале функционируют девять аэропортов, 35 вертолётных площадок, но этого, по мнению экспертов, недостаточно. Всё чаще поднимается вопрос о развитии в округе малой авиации. И уже делаются первые шаги.

Арктика – в центре внимания, она переживает новую волну масштабного промышленного освоения, и Правительство страны на это делает высокие ставки. Однако данный процесс невозможен без транспортной инфраструктуры, а она хромает изрядно, поскольку, как известно, довольно сложно проложить дороги в северных условиях. Спасти положение может авиация. На Ямале это самый востребованный вид транспорта, но имеющиеся ресурсы во многом устарели. Правительство округа не могло обойти стороной столь серьёзный вопрос, для улучшения ситуации ещё в 2012 году была принята окружная целевая долгосрочная программа по развитию сети аэропортов гражданской авиации, рассчитана она до 2020 года. В её рамках реконструируются взлётно-посадочные полосы и аэропортовые комплексы, постепенно обновляется аэропарк воздушными судами, отвечающими самым современным требованиям. Пришла пора и развитию малой авиации.

Напрасно потерянное старое

– Когда я после окончания лётного училища, в 1975 году, приехал на Север, здесь в гражданской авиации существовало специальное подразделение под названием «Полярная авиация», – рассказывает член Совета Федерации от ЯНАО ФС РФ Александр Ермаков. – Специфика выполнения полётов в районах Крайнего Севера и тогда имела ряд особенностей: сильные морозы, короткий световой день, неподготовленная инфраструктура. Тем не менее, на «Ан-2» осуществлялись и регулярные, и разовые рейсы, между труднодоступными населёнными пунктами и районными центрами было постоянное сообщение. Сейчас самолёты летают из одного аэропорта в другой, а вот как добраться, например, в Сеяху или Гыду в межсезонье?

Ответ на этот вопрос есть. Александр Ермаков выступил инициатором создания и одним из учредителей региональной общественной организации «Федерация сверхлёгкой авиации ЯНАО», нашёл единомышленников, и в ноябре 2011 года Федерация была зарегистрирована.  

– У России есть необходимость в малой авиации, – продолжает Александр Ермаков. – Если сравнивать с США, там самолётов на небольшое количество посадочных мест около 250 тысяч, в том числе и те, что находятся в частном владении. Более половины из них на Аляске, где климатические условия и наземная дорожная сеть схожи с нашими, сибирскими. В России же воздушный транспорт подобного класса не насчитывает и 10 тысяч единиц, причём в большинстве случаев его владельцами являются обеспеченные люди, поэтому такой самолёт применяется исключительно для нужд человека, который купил его. А, скажем, на территории Западной Сибири, за Уралом и далее много населённых пунктов, которые не имеют с районными и областными центрами постоянных коммуникаций. Разве что по воде или по зимнику, когда река встанет. А на вертолёт билет очень дорогой, не каждому по карману, поэтому и необходимо восстанавливать доступную малую авиацию.

Кадры решают всё

Александр Ермаков участвовал в подготовке доклада Президенту РФ Владимиру Путину о развитии авиации общего назначения, в котором малой было отведено особое внимание. По его словам, их услышали, и в октябре минувшего года председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал предложенный в докладе перспективный план развития, над которым сейчас идёт работа. Первый пункт – координация действий в этом вопросе между федеральными органами исполнительной власти и региональными.

Одного желания мало: чтобы просторы ямальского неба бороздили маленькие самолёты, требуется нормативно-правовая база, технические, организационно-финансовые и ряд других решений. Проще говоря, под малую авиацию нужны изменённое законодательство, новые взлётно-посадочные полосы, квалифицированные кадры.

Простой и удобный

Представители Федерации сверхлёгкой авиации ЯНАО обратились в салехардскую администрацию, и, как рассказала начальник градостроительного отдела градостроительного управления департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Галина Кашукова, предварительно уже согласованы земельные участки под аэроклуб и взлётно-посадочную полосу – в районе второго отделения города. Теперь необходимо оформить разрешение на строительство этих объектов. Между тем у Федерации уже есть самолёт.

– Мы приобрели многоцелевой самолёт-амфибию «Л-42», у него два двигателя, дальность полёта без дозаправки – 1600 километров, – рассказывает председатель правления региональной общественной организации Сергей Носкин. – Сейчас разрабатываем маршруты вокруг Салехарда, намечаем посадочные площадки.

Такая машина может садиться на любую поверхность, перевозить грузы, патрулировать акватории, доставлять охотников или рыбаков в угодья, но число пассажиров ограничено – их может быть только трое, плюс место для пилота. При этом работает на бензине Аи-95, общий объём двух топливных баков – 320 литров. Самолёт не имеет особенностей в технике пилотирования, прост в управлении, надёжен и безопасен.

Общественники надеются, что их организация даст толчок в развитии сверхлёгкой авиации, и отмечают, что пока для этого нет никаких препятствий. Под эгидой Федерации собрались профессионалы, не понаслышке знающие, что такое небо и самолёт. В своих дальнейших планах они видят работу с молодёжью: уже сейчас готовят почву для обучения лётному мастерству школьников, пока, правда, на мотодельтапланах. Кстати, пилотское свидетельство спортсмена на такой летательный аппарат выдаётся с 16 лет. Так что вполне возможно, в скором времени над Салехардом будут кружить не только птицы.

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт