наверх

Север – моя любовь!

«ПК» № от 29 октября 2015
Север – моя любовь!

Сибирячка Августа Иванова на Ямале больше полувека и уже не может представить свою жизнь без этих удивительных мест. В этом году она празднует вместе с округом юбилей, один на двоих. Согласитесь, 85 – дата весьма значительная!

За доблестный труд в годы войны

«Освоение Севера всегда связано с подвигом. Это очень непростое дело, здесь проверяются люди на крепость, на силу духа», – подчеркнул во время своего недавнего визита на Ямал Патриарх Кирилл. Эти слова наполняются особым смыслом, если отнести их к тем людям, кто шёл вместе с Ямало-Ненецким автономным округом рука об руку с момента его рождения и приложил немало сил и терпения для его становления.

В рамках общественной инициативы «Право голоса» и в преддверии юбилея округа Молодёжное Правительство ЯНАО предложило проект «Ровесники Ямала». Под слоганом «85 лет вместе!» создаётся своеобразная летопись региона – о людях и предприятиях, появившихся на свет в 1930 году, об их судьбах, достижениях, истории. Проект поддержал губернатор Дмитрий Кобылкин, нашёл отклик и у жителей.

Прошедшие 85 лет насыщены историческими событиями – роковыми, поворотными, на фоне которых разворачивались судьбы людей, в том числе и ямальцев. Жизнь каждого из них – настоящий подвиг. Слушая рассказы об их пройденном пути, думаешь, насколько трудной, но в то же время интересной и гармоничной, была их жизнь. А впрочем, судите сами... 

Знакомьтесь. Ровесница Ямала – Августа Александровна Иванова. Живёт в Салехарде с 1951 года. Всем сердцем влюбилась в этот северный и, по её словам, очень тихий и дружелюбный город. С тех пор, как она оказалась здесь, немало воды утекло, выросли дети, внуки, появились правнуки. Полвека прожила вместе с любимым мужем. Жизнь удалась. Только вот сами собой наворачиваются слёзы, когда память возвращает в детство – в годы военного лихолетья. Да, её поколению пришлось выдержать невозможное, наверное, поэтому оно такое закалённое. Таким людям и заполярные морозы нипочём! 

– Родилась я в деревне Ерши Вагайского района Тюменской области, – начала свой рассказ Августа Александровна. – Сейчас нашей деревни уже нет... Нас было четверо в семье: два сына и две дочери. Я окончила только четыре класса, потом война началась. Отца и старшего брата, которому в мае 1941 года исполнилось 18 лет, призвали на фронт. Учиться дальше было некогда – работали день и ночь. Летом – в поле. От зари и до полуночи сеяли хлеб, пахали, боронили. Зимой нас отправляли в лес на заготовку дров. Голодали. Вскоре вернулся раненый отец – полк, в котором он воевал, попал в окружение.

Выходили из кольца с боями, отец отморозил ноги. Вернулся на костылях с ампутированной ступнёй. Через год – брат, взрывом снаряда его контузило, два года после возвращения ничего не слышал и не говорил. Чудом вылечили...

В 1947-м Августа Иванова получила медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», и только в этом году снова пошла в школу, в пятый класс.

Знакома со всем Ямалом

– Это сейчас всё есть в магазинах, а тогда ничего не было, и денег тоже. Только трудодни. Сами пряли, ткали, шили, – продолжает Августа Александровна. – Я после школы в сельсовете работала, научилась на машинке печатать. В 1951-м приехала в нашу деревню мамина сестра – Матрёна Яковлевна. Она в Салехарде с дочерью жила, муж погиб. Меня забрала к себе. Наш сосед из народа ханты – Семён Матвеевич – помог устроиться на работу в окружком комсомола. 

В те годы салехардская молодёжь по выходным ходила на танцы: зимой – в дом культуры, а летом – в городской сад. На одном из таких вечеров и познакомилась наша героиня со своим будущим мужем – студентом зооветеринарного техникума. Молодой человек был родом из Ленинграда, мать – финка, отец – русский. Родители репрессированные, семья жила в Аксарке.

– Пришёл мой кавалер к тёте и сказал: «Гутю я забираю». Звали его Тойво, но все называли Анатолием. Мы поженились, переехали в Аксарку. Муж работал ветеринаром, а я – бухгалтером в отделе культуры, библиотекарем. В 54-м родилась дочь Ольга, затем – сын Олег. Дочь не с кем было оставлять дома, брала её с собой в библиотеку, так и росла – среди книг. Может быть, поэтому, когда выросла, стала филологом. 

С дочерью и с трёхмесячным сыном Ивановы отправились в Байдарацкую тундру, на факторию Лаборовая. В 27 лет ветеринар Тойво Васильевич Иванов стал председателем оленеводческого колхоза. А молодая жена работала дома – выдавала зарплату оленеводам. Общение с местным ненецким населением затрудняло незнание языка, а вот муж запросто мог говорить и на ненецком, и на языках народов ханты и коми. Язык ингермаландских финнов, который знал с детства, оказался родственным северным.

– Отец безумно любил тундру, – включается в беседу дочь Ольга Тойвовна. – Среди зимы приезжал домой из командировок загорелый. Всю жизнь здоровый и крепкий, он был для нас воплощением силы и мужества. 

В 1960-м семья Ивановых вернулась в Салехард. Тойво Васильевич заочно окончил ветеринарный институт в Ленинграде, Августа Александровна – там же бухгалтерские курсы. Затем оба по очереди объездили весь Ямал: он – в качестве главного ветврача округа в Управлении сельского хозяйства, а она – бухгалтера-ревизора в Союзпечати.

– Муж месяцами не бывал дома, работал в тундре, – вспоминает Августа Александровна. – Один раз на острове в Карском море пробыл полгода. Не успевал приезжать домой, как раздавался звонок – снова где-то случался падёж оленей. Я тоже каждый месяц – в командировку. Новый Уренгой, Надым, Красноселькуп, Ноябрьск, Яр-Сале – где только не бывала, знакома со всем Ямалом.

И бьётся сердце в такт...

В 1986-м в семью пришла беда – у Тойво Васильевича отказали ноги. Двойной порок сердца – результат ревматизма, полученного ещё в детстве. Августа Александровна выхаживала мужа в течение трёх месяцев – в прямом смысле слова ставила на ноги: ходили на костылях по больничному коридору, спускались и поднимались по лестнице. Выходила. После этого случая Тойво Иванов прожил ещё много лет. 

– Чтобы лечиться дальше, нам пришлось переехать в Тюмень. Там всё время скучала по Салехарду, Северу, хотелось вернуться. Муж мечтал встретить 60-летие Победы, но не дожил несколько месяцев, умер в феврале 2005-го. Он был очень хорошим человеком... Сейчас живу с дочерью и зятем в Салехарде. Сын – в Ноябрьске, стал врачом-кардиологом. Никогда не жалела, что приехала на Север, я его всегда любила и до сих пор люблю. Сейчас Салехард стал богаче, много высоких красивых домов построили, не узнать... Но часто вспоминается старый дом на Республики, деревянные мостовые, то время, когда мы с мужем по вечерам ходили в кино, а на Новый год – в дом культуры на танцы. Было тихо, спокойно, все друг друга знали, – улыбается пожилая женщина.

– Наши родители замечательные, всю жизнь прожили очень дружно, мы выросли на их примере, – говорит Ольга Тойвовна. – Мама очень трудолюбивая, всё делала очень быстро. У неё всегда был приготовлен обед, в доме – чисто, всё блестело. Она добрый и отзывчивый человек, мы её все очень любим!

На пенсии Августа Александровна не скучает – увлекается политикой, по возможности старается не пропустить ни одной новостной передачи, очень любит читать городскую газету «Полярный круг», охотно интересуется всем, что происходит в родном Салехарде. 30 октября ждёт родных на свой юбилей – 85 лет, как и Ямалу, который полюбила всем сердцем.

– Пусть округ становится ещё лучше и красивее! – говорит именинница. 

А мы, в свою очередь, желаем Вам, Августа Александровна, крепкого здоровья и встретить вместе с Ямалом ещё не один юбилей.

Фото:Надежда СЕМЁНОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт