наверх

Что ей года, если душа молода!

«ПК» № от 28 сентября 2017
Что ей года, если душа молода!

Сегодня ей почти восемьдесят, только город сегодня значительно помолодел. Вместе с ним и она преображается, оставаясь такой же задорной и активной, как в молодости. А ещё – с душой и сердцем, которое переживает за каждого, кто нуждается в помощи.

В город как в семью

Полжизни Зульхии Макушиной прошли на знаменитом Салехардском рыбоконсервном заводе. Сюда вместе с другими детдомовскими её привезли на пароходе из Тобольска.

– Родилась я в Тюменской области. Мой отец в сорок первом ушёл на фронт, а 5 января 1942-го – погиб. Мне тогда было два года. Я и четыре брата остались с мамой, но и она умерла в сорок четвёртом году. Нас отправили в детский дом. Воспитывалась здесь с марта 1945-го по сентябрь 1954-го года. Окончила 7 классов, когда нас, детдомовских ребят-выпускников, собрали в городе Тобольске и привезли сюда, в Салехард, обучать в школе ФЗУ для работы в рыбной промышленности, – вспоминает Зульхия Сабировна. – Прибыли мы в Салехард ранним утром, как раз это был конец сентября. Погода стояла пасмурная, но меня что обрадовало – тишина, нет шума машин, суеты, как в большом городе. И я полюбила Салехард с первой встречи!

Пятнадцатилетней девчонкой в течение десяти месяцев она обучалась профессии консервщика. И в одном цехе проработала на рыбоконсервном заводе сорок лет. Здесь познакомилась с будущим мужем, у них родились двое детей: сын и дочь. Сыну Ивану уже 52 года, дочери Ирине 46 лет, один из внуков уже окончил вуз в Санкт-Петербурге, другой – студент.

Комсомолка в тундре

Пусть она не была студенткой в своей жизни, зато красавицей и комсомолкой – уж точно! Даже доверили возглавить комсомольскую организацию цеха. А в 1964-м окружком комсомола направил её по путёвке в тундру выполнять правительственное поручение – обучать грамоте оленеводов.

– Сначала, конечно, было тяжело привыкнуть к жизни в чуме, – признаётся собеседница. – Четыре месяца прожила, не только обучила грамоте ненцев, но и сама научилась их жизни: собрать чум, убрать чум. Боялась очень ездить на оленях, всегда очень крепко держалась за нарты, чтобы не упасть. Олени же мчатся быстро.

Но в жизни трудности её не пугали, она радовалась, что рядом хорошие люди и друзья. Вместе по субботам и воскресеньям ходили в единственно кирпичное здание около горсада – ОДКНС, где на танцы под духовой оркестр собиралась молодёжь со всего города. Много народу собиралось и в речпорту, когда встречали и провожали теплоходы, Девушки наряжались как на праздник и дружно бежали, чтобы вместе со всеми, стоя на причале, пропеть вслед уплывающему судну «Как провожают пароходы...» или пережить незабываемые эмоции под марш «Прощание славянки» в исполнении духового оркестра.

Быть всем нужной – её секрет молодости

Сегодня Зульхия Сабировна позволяет себе с уверенностью сказать, что раньше хоть и был город не столь богатым и больше деревянным, но народ был дружный, относился друг к другу с уважением. С того времени в характере представителей старшего поколения сохранилось чувство сопереживания и стремление помочь ближнему. Сама она вполне заслуженно имеет звания ветерана труда и Ямала, а также статус «дитя войны». Казалось бы, пора насладиться спокойным заслуженным отдыхом и жить в своё удовольствие. Но это не в её характере – она старается помогать тем, кто нуждается в помощи, поэтому не представляет себя без общественной работы. Зульхия Макушина – член городского Совета ветеранов, возглавляет который Валентина Тверетина, тоже человек беспокойной души и инициатор всяческой помощи одиноким и малообеспеченным ветеранам.

За сто пятьдесят человек в первичной ветеранской организации Салехардского рыбоконсервного теперь комбината с самого первого дня с небольшими перерывами несёт ответственность Зульхия Сабировна. Но это ей совсем не в тягость.

И как председатель первички, но больше как внимательный и сердечный человек, Зульхия Сабировна навещает, звонит и поздравляет каждого ветерана с днём рождения, а юбиляров – через нашу газету «Полярный круг».

Очень хорошо знают эту неугомонную общественницу в администрации города: по пустякам Зульхия Макушина не обратится. Когда хотели закрыть баню, активная общественница обошла жильцов, чьи квартиры были неблаго­устроенными и без горячей воды. Собрала подписи против закрытия бани – а где людям ещё нормально помыться?! Пошла с этой петицией в администрацию. Другой случай в пользу горожан – асфальтированный тротуар от этой же бани вверх по улице Маяковского. Раньше здесь была огромная лужа, через которую были доски какие-то набросаны, камни. Прохожим приходилось перепрыгивать и балансировать, а уж с коляской проехать вообще невозможно. На одной из встреч ветеранов города с Иваном Кононенко Зульхия Макушина замолвила слово об этой проблеме. Глава администрации во время рейда осмотрел этот участок и отдал распоряжение благоустроить его для пешеходов.

Есть ещё занятие для души – петь вместе с хором. Коллективу хора «Ветеран» Центра культуры и спорта «Геолог» скоро будет восемнадцать лет. Зульхия Макушина в его составе со дня образования, это для неё – вторая семья. Как-то приболела и пропустила две недели занятий.

– Пришла – тут уже новую песню разучили. Но я её выучу. Главное – повидалась со своими, – признаётся Зульхия Сабировна. Она не скрывает, что ей не нравится название праздника первого октября День пожилого человека. – Как-то по-другому бы его назвать. Какой бы возраст ни был, не хочется стареть, а оставаться душой молодыми. Есть даже песня, мы поём её нашим хором:

Серебрится реченька, бежит вода, 

И уносит реченька мои года.

Что мне года, что мне года, 

Если я душою-то молода!

Фото к статье
Что ей года, если душа молода!Что ей года, если душа молода!
Фото:Надежда СЕМЁНОВА
Комментарии Добавить комментарий
Очень интересная статья!
Прочитала статью про Зульфию Макушину. Разыскиваю друзей и знакомых мамы Медведевой Веры Дмитриевны, работала на рыбзаводе с 1955 по 59гг. После детдома тоже закончила там ФЗУ. Очень важно для меня, так как может что-то узнаю об отце. Помогите.Спасибо.
Войти на сайт