наверх

Полярной трассе – быть

17 мая 2018
Полярной трассе – быть

На берегу Оби – одной из крупнейших рек планеты – установлен памятный знак с посланием потомкам.

Старт проекта

Максим Соколов, исполняющий обязанности министра транспорта Российской Федерации, Олег Белозёров, председатель правления ОАО «Российские железные дороги», и Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, в торжественной обстановке заложили памятную капсулу в честь начала строительства главного элемента Северного широтного хода – моста через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги.

Впервые к проекту приступали в конце сороковых годов прошлого века, но по ряду причин не реализовали его, и страна потеряла огромные средства при освоении Крайнего Севера Западной Сибири. Сегодня ситуация требует, отмечали участники памятного события, строительства этой полярной трассы, которая откроет новые возможности освоения высоких широт России.

Перед закладкой капсулы сотрудники Министерства транспорта, ОАО «РЖД», представители группы компаний «ВИС» и другие специалисты обсудили вопросы по строительству железнодорожного Северного широтного хода и железнодорожной линии Бованенково – Сабетта. Открывая заседание, Максим Соколов сказал:

– Сегодня исторический день – в столице Ямала мы проводим итоговое совещание, которое станет стартом для реализации одного из самых масштабных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, не только железнодорожной, но и всей логистики арктической зоны страны – проекта Северного широтного хода.

Он поблагодарил ямальскую команду во главе с губернатором, которая, несмотря на сложности, отстаивала необходимость строительства.

– Материализованный в металле и бетоне проект оценит не одно поколение транспортников, железнодорожников, всех жителей Ямала и страны. Проект начнёт преобразование значительной части России, – уверен Максим Соколов.

В ответном слове губернатор Ямала поблагодарил Президента России Владимира Путина за поддержку ямальских проектов в Арктике и «за перечень поручений о строительстве Северного широтного хода, сформированный в 2013 году и ставший движущей силой реализации проекта». По словам Дмитрия Кобылкина, в этом году начнутся проектно-изыскательские работы на берегах Оби. А зимой 2019-го запланировано начало строительства моста и трассы, чтобы завершить его в 2023 году.

2019 год не случаен в этой исторической эпопее – семьдесят лет назад 29 января 1949 года Совет министров СССР принял постановление № 384 о строительстве железнодорожной трассы Чум – Лабытнанги – Салехард – Игарка. Затем дорога встала, и вот теперь она двинется вперёд – на восток России!

Президент и русская Арктика

Участники встречи в Салехарде 11 мая обсудили технические и экономические детали проекта и подписали протокол о завершении концессионных переговоров между сторонами. По словам Максима Соколова, вопросы, связанные с финансовой и организационной схемой проекта, озвучат после решения Правительства РФ и опубликования проекта концессионного соглашения.

– В течение 45 дней Правительство РФ даст полномочия по заключению концессионного соглашения, после чего будет назван концессионер, – подчеркнул исполняющий обязанности министра транспорта. – Проект соглашения с учётом изменений будет размещён в сети Интернет.

Максим Соколов напомнил, что создание железнодорожной магистрали является одним из мероприятий, необходимых для решения задачи развития русской Арктики, поставленной в Послании Президента России Федеральному Собранию. Северный широтный ход важен для комплексного экономического и территориального развития ЯНАО и всей арктической зоны Азиатской России. И значимость ямальского события в том, что главной наземной артерией современной транспортной инфраструктуры Арктики станет железнодорожный Северный широтный ход. Он откроет путь к новым – ранее труднодоступным месторождениям Ямала и Восточной Сибири, сократит протяжённость доставки грузов, разгрузит Транссибирскую магистраль. Помимо этого, трасса на глубину до ста километров от неё обеспечит социальное развитие территорий.

Сооружение моста и железнодорожной трассы создаст огромное количество рабочих мест на предприятиях России. Только для строительства мостового перехода через Обь необходимо более 135 тысяч тонн металлоконструкций, которые надо изготовить на заводах страны.

Северный широтный ход – это строительство мостового перехода через реку Обь длиной 2,4 километра и почти 37 километров железнодорожных подходов; это железнодорожная линия Салехард – Надым протяжённостью 354 километра; это железнодорожная часть мостового перехода через реку Надым длиной 1,3 километра; реконструкция железнодорожного участка Надым – Пангоды – 104 километра; реконструкция участка Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево – 188 километров (эти участки пока действуют по временной схеме); реконструкция огромного участка Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги длиной 1 667 километров, включая станцию Обская. Всё это сотни тысяч тонн металлоконструкций, ЖБИ, монтажно-сборочных и земляных работ. После завершения строительства существенно изменится карта движения железнодорожных грузов по территории РФ. Оценивая проект, Олег Белозёров сказал:

– Чтобы проект заработал, в рамках долгосрочной программы РЖД предстоит реконструировать более 1 700 километров, что позволит создать абсолютно новые условия для грузоотправителей и пассажиров. Если бы участники не договорились о своём вкладе, проекта бы не было.

Он отметил, что Северный широтный ход (СШХ) позволит уже в ближайшее время реализовать другие проекты российского и регионального значения. При содействии ОАО «РЖД» и Правительства ЯНАО уже подписаны соглашения с ключевыми грузоотправителями по осуществлению грузоперевозок по инфраструктуре СШХ. Основной грузовой поток линии будет представлен углеводородным сырьём. В восточном направлении предполагается направление грузов освоения – ЖБИ, трубы, материалы и оборудование. В зоне СШХ находится ряд месторождений, ежегодный рост добычи жидких углеводородов на которых предусмотрен существующими планами, в перспективе формирующих грузовую базу СШХ. Кроме того, СШХ даёт возможность освоения мелких месторождений углеводородов.

Выход на океан

Следующее ключевое звено и продолжение Северного широтного хода – это железнодорожный коридор Бованенково – Сабетта с выходом к морскому порту Сабетта. Поэтому Правительством ЯНАО принято решение о строительстве железной дороги Бованенково – Сабетта. Проектная документация совместно с инвестором уже разработана. Этот участок соединит единую транспортную систему России с портом Сабетта на трассе Севморпути и откроет российским предприятиям и регионам ворота в мировой океан, к рынкам Европы и Азии. В рамках формирования железнодорожного коридора Обская – Бованенково – Сабетта с развитием морского порта Сабетта идёт разработка технико-экономического обос­нования, которое позволит актуализировать потенциальную грузовую базу проекта и его тарифные параметры; рассчитать сценарные варианты реализации проекта; провести анализ и расчёт допустимых косвенных эффектов от реализации проекта и т.д. Эти вопросы также обсудили на совещании в Салехарде, так как проекты позволят довести грузопоток по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн в год.

Северный широтный ход – звено, которого не хватало «Российским железным дорогам», заявил Олег Белозёров во время церемонии закладки капсулы в памятный камень будущего мостового перехода через Обь. А Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что «это новая волна освоения и новые месторождения, давно ждущие инф­раструктуру. Впереди очень серьёзная работа. Это только начало».

Фото к статье
Полярной трассе – бытьПолярной трассе – быть
Текст:Юрий МОРОЗОВ
Фото:Надежда СЕМЁНОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт