наверх

От матрёшки до пель-няня

8 ноября 2018
От матрёшки до пель-няня

Накануне Дня народного единства страна писала «Большой этнографический диктант». Вместе со всеми «за парту» 2 ноября сели и жители Арктического региона.

Этнодиктант проходил в стране в третий раз. Его цель – оценить уровень этнографической грамотности населения, его знания о народах, проживающих в России, привлечь внимание к этнографии как науке, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений. С каждым годом желающих пройти тестирование становится всё больше, об этом свидетельствуют цифры. Так, на Ямале в 2016 году было организовано двадцать площадок, участие в культурно-просветительской акции приняли 1 295 человек, прошлой осенью площадок было уже 30, участников – 1 442.

В этом году в округе было организовано сорок площадок, лидерами по их количеству стали Пуровский, Тазовский и Ямальский районы – там работало по шесть площадок. Участие в акции приняли 1 984 человека. Самому младшему 5 лет, старшему – 80.

Мне, как журналисту, пишущему в том числе на этнические темы, тоже было интересно проверить свой уровень этнографической грамотности. Поэтому к назначенному времени я пришла в МВК имени И.С. Шемановского (вторая площадка была организована на базе Библиотеки дружбы народов), как говорится, в двух ипостасях: и как представитель городской газеты, и как участник диктанта. Зарегистрировавшись, принялась за основную работу. Первый вопрос Ирине Краморевой, региональному куратору мероприятия: кто может сесть «за парту»?

– Принять участие в диктанте может любой желающий, владеющий русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства, – поясняет она. – Хочу заметить, что если в прошлые годы участники должны были быть не младше 15 лет, то в этом году возрастных ограничений нет.

На нашей площадке собралось 116 человек – школьники, студенты, пенсионеры, представители разных профессий. Некоторые пришли в национальной одежде, что сразу настраивало на нужный лад. Много знакомых лиц. Вот Хамисат Хизриева, член Союза писателей России, первая женщина-поэт Южного Дагестана. О ней наша газета писала не раз. На диктант пришла вместе с внучкой, девятиклассницей Ильмуханум.

– Услышала о диктанте на одном мероприятии, посвящённом дружбе народов, стало интересно, – рассказывает Хамисат Казихановна. – В силах своих уверена, и жизненный опыт есть, и педагогическое образование поможет.

Ровно в 12:00 раздали листы с тридцатью вопросами. Темы самые разные: современное законодательство, регулирующее национальную политику в России, история, культура, религия. Две трети вопросов – общие, на них отвечала вся страна. Например, надо было ответить, что такое «пель-нянь», или по-удмуртски хлебное ушко, что означает название русской куклы «матрёшка», где находится известный центр чукотско-эскимосского косторезного промысла… Десять вопросов касались нашего региона: что такое оленеводство, символом чего является лось у народа ханты, как в старину называли Уральские горы… На выполнение заданий отводилось 45 минут.

– Не скажу, что было сложно, но подумать всё же пришлось, особенно над вопросами, касающимися государственного устройства, – поделилась после диктанта своими впечатлениями Татьяна Завальная, сотрудник ОГТРК «Ямал-Регион». Как и я, она решила совместить работу с участием в акции. – Поставил в тупик вопрос о крыше «на самцах». Ни один из вариантов ответов, что же это такое, я так и не выбрала.

В социальной сети «ВКонтакте» в группе «Большой этнографический диктант. Ямал» (www.vk.com/miretno89) 6 ноября были опубликованы результаты участников площадки, организованной на базе МВК. Сто баллов, к сожалению, никто не набрал, но многие заработали твёрдую четвёрку, в том числе и я. Где я промахнулась, узнаю уже 10 ноября. В этот день на сайте www.miretno.ru будут опубликованы правильные ответы на задания и разбор типичных ошибок.

Текст:Ирина РАМИЕВА
Фото:Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт