наверх

Лаборатория будущего

21 марта 2019
Лаборатория будущего

В Салехарде завершился четвёртый Арктический образовательный форум «Лидерство в ямальской системе образования: от прорывных идей к эффективной реализации проектов». В нём участвовали около пятисот человек.

Даёшь инженеров!

На форум приехали представители профессионального сообщества из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Самары, Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа. Среди участников – представители законодательной и исполнительной власти федерального, регионального, муниципального уровней.

С 18 по 20 марта прошли фестиваль арктических профессий, пленарное заседание, работали тематические площадки и круглые столы. Речь шла в том числе о необходимости инженерного образования подрастающего поколения, о новых подходах непрерывного образования, о цифровой трансформации образования, расширении возможностей развития талантов.

Школа должна быть современной, уверена директор департамента образования ЯНАО Марина Кравец, и очередной форум направлен на претворение в жизнь этого слогана. Одно из направлений – технопарки для детей. Это структурированные территории, по проекту Минобрнауки и АСИ, обучение – бесплатное. Так реализуется проект «Новая модель системы дополнительного образования детей в России». Проект, поддержанный Владимиром Путиным, ставит своей целью вовлечь как можно больше учащихся в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. По словам Марины Кравец, запланировано строительство трёх кванториумов – в Салехарде, Новом Уренгое и Ноябрьске. Они должны стать центрами по взаимодействию с квантум-классами, колледжами, предприятиями округа и вузами страны.

Впервые в рамках форума для школьников и студентов автономного округа организована проектная сессия «Юные лидеры Ямала». Её вели педагоги из Москвы Алексей Ильин и Мария Рачинская. По словам приглашённых специалистов, после общения с ямальской аудиторией у них сложилось мнение, что наши ребята мыслят на десяток лет вперёд.

Два дня подростков учили разрабатывать локальные реализуемые в школе проекты, брать в команду своих друзей, знакомых, педагогов. Эти проектные сессии должны стать первым шагом к превращению школы в центр развития территорий – в идеале то, что наработают при реализации собственных проектов сегодняшние школьники и студенты, должно быть интересно и применимо администрацией школы, города и предпринимателями. Как и когда это будет, покажет время.

Любимая работа – со школьной скамьи

В рамках образовательного форума работала выставка «Арктика: новые возможности образования». Наряду с ведущими компаниями, которые разрабатывают передовые технологии в образовании, в МВК им. И.С. Шемановского были представлены прогрессивные практики, действующие на территории региона.

– Лаборатория научно-технического творчества «ФабЛаб Ямал» – место, где можно сделать всё что угодно, используя современное оборудование, – рассказывает руководитель лаборатории Валерий Сэрпива. – Мы открылись в ноябре 2018 года в посёлке Яр-Сале, уже участвуем в нескольких российских конкурсах. С детьми реализуем проекты, учим робототехнике, программированию, прототипированию. Все эти компетенции необходимы профессиям недалёкого будущего.

На презентационной площадке – копилка, которая сама считает деньги, умный прототип платяного шкафа, который открывается с помощью датчиков, в нём освещается нужная полка – датчик температуры подскажет, какую одежду сегодня надеть в соответствии с погодой. Рядом – проект, обучающий вождению, с механикой, соответствующей автомобильной. Всё это сделали ребята под руководством преподавателей лаборатории.

В перспективе Валерий видит в Ямальском районе крупный образовательный центр, оборудованный для технического творчества, в котором учатся и дети, и педагоги. Пока он и его коллеги ездят по посёлкам и обучают детей и учителей самостоятельно реализовывать технические проекты. Параллельно «ФабЛаб Ямал» сотрудничает с Тюменским госуниверситетом, с подобной вузовской лабораторией, реализуя совместные проекты и участвуя в различных конкурсах и заявляя о своих результатах на всех возможных площадках.

Салехардский Центр детского творчества «Надежда» представил на выставке инновационный проект «Лаборатория сравнительной медицины животных и человека». Выигранный грант помог приобрести оборудование, с помощью которого школьники пробуют себя в профессии ветеринара. Ребята осваивают простейшие хирургические навыки, лабораторную и клиническую диагностику, с помощью профессиональных приборов проводят экспертизу продуктов.

Руководитель проекта Ольга Заярнова уверена, что ветеринар – профессия будущего. Человечество в ветеринарных врачах будет нуждаться всегда, независимо от развития науки и техники, считает педагог.

– Мы со школы готовим специалистов для нашего округа, думаю, они вернутся на Ямал после вуза, уже сейчас ребята достигли хорошего уровня, могут сами научить тому, что знают, главное – им интересно, и я думаю, что осваивать программу высшей школы для них будет не слишком сложно, – надеется Ольга Заярнова.

Фото к статье
Лаборатория будущегоЛаборатория будущегоЛаборатория будущегоЛаборатория будущегоЛаборатория будущего
Текст:Светлана ГАВРИЛОВА
Фото:Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт