наверх

Ямал и полковник Вилькицкий

«ПК» № от 9 января 2014
Ямал и полковник Вилькицкий

В Карском море есть остров Вилькицкого, назван он в 1901 году в честь полковника Корпуса гидрографов Андрея Вилькицкого. Ему в 2013 году исполнилось 155 лет со дня рождения и 100 лет со дня кончины.

В истории исследований российской Арктики одной из выдающихся и знаковых фигур стал генерал Корпуса гидрографов Андрей Вилькицкий – виднейший идеолог и практик освоения Северного морского пути. В 1912 году в серии «Труды общества изучения Сибири и улучшения её быта» издана его работа «Северный морской путь». В ней подведены итоги и осмыслены результаты экспедиций рубежа веков по исследованию Северного морского пути в экономических интересах России.

Главное дело жизни

Полной биографии нашего арктического героя пока нет, но имеется ёмкая статья о его жизни в «Истории гидрографической службы Российского флота».

Родился Андрей Ипполитович Вилькицкий в 1858 году в Борисовском уезде Минской губернии в дворянской семье. Получив образование, начал службу юнкером на Балтийском флоте, в 1877 году произведён в гардемарины. А спустя три года окончил гидрографическое отделение Николаевской морской академии по первому разряду.
В начале службы Андрей Вилькицкий выполнял гидрографические исследования на Балтийском море, изучал в Пулковской обсерватории практическую астрономию и высшую геодезию, вёл занятия в Морской академии. Русское географическое общество поручило ему провести гравиметрические наблюдения. По результатам таких работ, выполненных в разных точках планеты, учёные уточняют истинную форму земли, что необходимо при составлении карт. Вилькицкий за исследования Новой Земли удостоен двух золотых медалей Русского географического общества. Но главным делом жизни стало изучение гидрографии Северного Ледовитого океана и создание гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

Вторая половина XIX века в России ознаменовалась активным ростом экономики, изучением рынков сбыта продукции и подлинным всплеском интереса к просторам океана, омывающего берега огромной северной страны. В начале девяностых годов XIX века Андрей Вилькицкий получает звание подполковника Корпуса флотских штурманов. И уже в 1894 – 1896 годах возглавляет гидрографическую экспедицию по изучению устьев Оби, Енисея и акватории Карского моря, командуя отрядом экспедиционных судов. За три года гидрографы Вилькицкого обследовали Енисейский и Обский заливы и значительную часть реки Енисей, открыли новый остров впоследствии – и бухту Находка у берегов Ямала. Сотрудники экспедиции внесли огромный вклад в изучение западной части побережья Северного Ледовитого океана, создав карты морской зоны от ямальских берегов до Енисейского залива и дельты Оби и Енисея. Экспедиция уточнила береговую линию материка в Баренцевом и Карском морях, наличие и местоположение паковых льдов. Кроме того, гидрографы нанесли на карты сотни ориентиров, навигационных опасностей и выставили десятки навигационных знаков. Эти работы повысили качество и безопасность судовождения на Карском участке морских коммуникаций страны. Кстати, многие карты и навигационные опасности подтвердила в последующем космическая разведка, - высоким было качество работ экспедиции Андрея Вилькицкого! В 1897 году за безупречную службу он произведён в полковники Корпуса флотских штурманов.

Дорога в полярный океан

Все годы Вилькицкий вместе с другими полярниками добивается стабильного изучения Ледовитого океана, усматривая в этом перспективы России. И с 1898-го по 1901 год он возглавлял гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. В её задачу входило исследование арктической зоны Европейской России. Под руководством Вилькицкого составлены карты районов, а затем установлены регулярные рейсы пароходов из Архангельска на Печору и в Югорский Шар. 

После назначения помощником начальника Главного гидрографического управления начинается новая эпоха в действиях идеолога комплексного изучения Северного морского пути. В 1905 году Вилькицкий участвовал в походе Министерства путей сообщения по Северному морскому пути. Экспедиция привела на Енисей приобретённые в Германии пароходы «Енисейск», «Минусинск», «Красноярск», «Туруханск», «Лена», «Ангара» и девять металлических лихтеров. 

Многие из работ по освоению Арктики остановила японская война, но она же и стимулировала изучение Северного морского пути. Гибель в Цусимском сражении русского флота и эскадры, которая прошла перед этим через три океана, заставила власти Империи обратить внимание на Северный морской путь. В июне 1906 года морской министр Бирилев по настоянию моряков, учёных, полярников образовал комиссию по изучению возможности транспортного судоходства Северным путём. Возглавил комиссию Вилькицкий, а в состав вошли лейтенант Колчак, полковник Шокальский, кораблестроитель академик Крылов и ряд других чинов Империи. На имя министра подали докладную записку о важности освоения Северного морского пути с расчётом стоимости экспедиции. Несколько лет шла активная работа в Морском штабе и Совете министров Империи по изучению трассы для вовлечения её в народнохозяйственный оборот. 

В 1907 году Вилькицкий возглавил Главное гидрографическое управление и стал планировать развитие русской гидрографии в целом и полярной, в частности. Главное гидрографическое управление Морского ведомства начало подготовку гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО). Затем Совет министров Империи 7 апреля 1908 года принял специальное постановление, в котором подчеркнул необходимость связать устья Лены и Колымы с остальными частями нашего Отечества. По итогам работ специальной комиссии, постановления Совета министров Империи, которое поддержала Государственная дума, а депутаты-сибиряки настаивали на создании транспортного национального коридора в Арктике, принято решение о строительстве судов нового типа для проведения высокоширотной экспедиции.  

В 1909 году два стальных ледокольных парохода большого радиуса действия «Таймыр» и «Вайгач» вошли в строй русского военно-морского флота. Они были хорошо оборудованы для проведения широкого комплекса научно-исследовательских и гидрографических работ. Тогда было принято окончательное решение о выходе гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на этих ледокольных судах. 

27 октября 1909 года суда гидрографической экспедиции «Вайгач» и «Таймыр» вышли из Петербурга во Владивосток. Экспедиции ГЭСЛО предстояло выполнить съёмку всего побережья российской Арктики и островов Северного Ледовитого океана, выявить возможности мореплавания по Северному морскому пути, что и было сделано. Экспедиция своим рейдом во льдах Арктики доказала возможность круглогодичного транспортного движения, и она же завершила эпоху великих географических открытий.

Имя на карте Арктики

Главную скрипку в формировании и организации гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана сыграл Андрей Вилькицкий. Помимо этого, он вёл и другую работу, так, в 1910 году составлен многолетний системный план гидрографических работ по обслуживанию морей Империи как в отношении военного, так и торгового судоходства. По инициативе Вилькицкого в том числе образован специальный Корпус гидрографов, учреждена мастерская мореходных инструментов. В 1907 году Андрей Ипполитович избран членом конференции Морской академии, в 1909-м он стал генерал-лейтенантом Корпуса флотских штурманов. В 1913-м произведён в полные генералы Корпуса гидрографов и уволен от службы по болезни. Умер Андрей Ипполитович Вилькицкий 26 февраля 1913 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище, где спустя 83 года захоронен прах его сына, начальника гидрографической экспедиции Бориса Андреевича Вилькицкого.

Имя Андрея Ипполитовича Вилькицкого осталось на карте Арктики. Им названы залив, ледник и два мыса на Новой Земле, остров у полуострова Ямал, остров в архипелаге Норденшельда в Карском море и в архипелаге Новосибирских островов. А Сибирь и Дальний Восток России стараниями генерала Вилькицкого, его соратников и последователей получили морской выход через Северный морской путь в Центральную Россию и Европу.

 

Фото к статье
Ямал и полковник ВилькицкийЯмал и полковник Вилькицкий
Фото:с интернет-сайтов
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт