наверх

Церковь на Полярном круге

1 марта 2018
Церковь на Полярном круге

В этом году исполняется 95 лет первой передаче православным верующим обдорска храма Святых Первоапостолов Петра и Павла.

В 1918 году советская власть приняла Декрет об отделении церквей всех конфессий от государства и передаче культовых сооружений верующим. Его исполнение задержали мятежи и гражданская война. После её окончания церкви в Обдорске, посёлках Нори, Хэ, Ныда и селе Мужи передали верующим. В государственном архиве Ямала удалось найти документы по передаче в 1923 году на баланс православных верующих Обдорского храма с полным описанием его имущества.

Штрихи былого

История православия Ямала уходит в прошлое – ко времени присоединения Сибири к Российскому государству. Так, в Обдорском остроге срублена в 1602 году деревянная церковь в честь Святого Василия – архиепископа Кесарии Каппадокийской. Дальнейшая судьба первой на Полярном круге церкви неизвестна, хотя стояла она на Обдорском холме.

В 1746 году по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Антония II (Нарожницкого) в Обдорске заложили новую церковь, которую освятили в 1751 году с приделами во имя Василия Великого и во имя святителя Николая Мирликийского. Затем её разобрали и построили новую церковь, которую освятил протоирей Иоанн Вергунов летом 1823 года уже во имя Святых первоапостолов Петра и Павла. Им храм посвятили с учётом пожеланий обдорских прихожан – рыбопромышленников. Они хотели иметь святых покровителей рыболовства. Апостол Пётр считается таким, так как сам был рыбаком.

В храме имелись приделы святителей Василия Великого и Николая Чудотворца. Церковь строили за счёт средств Обдорского прихода и частных пожертвований. А после открытия каменной церкви святых первоапостолов старая деревянная переосвящена во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В 1903 году церковь на Обдорском холме реконструировали. Здание церкви дожило до середины прошлого века.

Каменный храм

Речи о строительстве нового храма в Обдорске в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла велись с середины XIX века. После длительной переписки с епархией и другими инстанциями в 1886 году начали строительство храма, первоначально его проектировали как деревянный на каменном основании, но затем решили строить каменный.

Строительством первого в мире капитального храма на Полярном круге ведал немецкий архитектор Готлиб Цинке. Четвёртого сентября 1894 года митрополит Тобольский и Сибирский Агафангел освятил храм со средним престолом церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла и приделами во имя Святого Василия Великого и Святого Николая Мирликийского. Собор с колокольней опоясывала ограда, внутри которой у южной стены церкви располагалось небольшое кладбище с часовней.

Церковный совет

Третьего февраля 1923 года прошло собрание прихожан Обдорской церкви, на нём избрали церковный совет при Петропавловской церкви. Председателем стал Михаил Фёдорович Кожевин, а членами – П. Мамеев, С. Веремецко, Мария Кудрина, Анна Зефтель (она была учительницей в школе), священник иеромонах Феодосий (Шахов), А. Добромыслов, Г. Канев, Мария Ерлыкова, Е. Рочев, Иустина Терентьева, псаломщиком служил Иван Соколов. Совет составил список верующих Петропавловской общины села Обдорск за 1923 год: всего 229 человек возрастом от 21 до 70 лет, и список верующих Собских юрт – оленеводы и рыбаки, всего 11 человек. Список передали в местную милицию для регистрации общины, которую совершили в начале 1924 года. Среди верующих Обдорска не только батраки и рыбаки, в нём много партийных и советских работников села и волости тех лет. По национальному составу преобладают коми, которые тогда составляли большинство жителей села.

Верующие граждане Обдорска составили договор с Обдорским советом рабочих и крестьянских депутатов в лице председателя Ивана Капрайтиса от 25 марта 1923 года о передаче православной общине в бесплатное и бессрочное пользование здания Обдорской церкви Святых первоапостолов Петра и Павла со всеми богослужебными предметами по описи на следующих условиях. По ним верующие обязуются беречь переданное имущество и пользоваться им исключительно для удовлетворения религиозных потребностей. Не допускать в храме политических собраний и продажи книг, листовок против советской власти и её представителей, не устраивать набатные тревоги для созыва населения для его возбуждения против власти. Верующие подчиняются распоряжениям местной власти о пользовании колокольнями. Они также из своих средств оплачивают отопление и расходы по содержанию храма и находящихся там предметов. Договор подписали церковный староста Василий Кожевин, дьяк, на двух страницах подписи прихожан, а заверил председатель исполкома Иван Капрайтис.

Где это имущество?

В договор включены заверенный акт и опись здания каменного храма с такой же колокольней и всем имуществом: алтари, иконы, облачения священников, священные книги и сосуды, прочее имущество. Документ содержит описание кладбищенской часовни рядом с храмом, в ней – 18 икон, в том числе ростовых на дверях. В протоколе отмечено, что храм освящён 7 сентября 1904 года с сопредельными храмами: направо к югу – во имя Василия Великого, налево к северу – во имя святителя Николая Чудотворца.

Оформление храма и приделов подробно описано. По описи в храме имелись престол серебряный из кедрового дерева, жертвенник кедрового дерева и другие предметы, а также 130 различных икон с указанием их размеров и месторасположения на ярусах алтаря, на приделах, стенах, колоннах храма. Среди убранства – иконы Почаевской, Иверской, Казанской, Абалакской Божией Матери. Святого князя Владимира и княгини Ольги. Святого Александра Невского, княгини Ефросиньи Полоцкой, князя Константина и княгини Елены. Святого пророка Захарии, Святого Епифания Кипрского размером 18x15 вершков (вершок 4,45 сантиметра). Святого великомученика Пантелеимона (16x14 вершков). Святого Василия Великого (31x22 вершка). Икона Спасителя на кедровой доске с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Иконы святителя Николая Мирликийского в киоте (XVIII в.), Святого Георгия Победоносца, Михаила Архангела, митрополита Иоанна Тобольского. Изображения равноапостольской Марии Магдалины, царя Мельхиседека, Симеона Верхотурского, Святого Епифания Кипрского и других святых. Многие иконы – в медных окладах с позолотой, серебряных с золотой финифтью, часть икон – на кедровых досках.

Имелись и особо ценные реликвии: икона Святого Иннокентия Иркутского на кипарисовой доске, верх её полукруглый, на иконе художественной работы (31x19 вершков) надпись, что она писана в Сергиевской лавре в мастерской иконописи под руководством художника Ивана Малышевского в 1872 году. Ценность представляли Евангелия московской печати, среди них – созданное при императрице Екатерине Алексеевне в 1779 году (10x7 вершков) большое Евангелие 1847 года, созданное при императоре Николае Павловиче (9x7 вершков) в золотом обрезе, с изображением на лицевой стороне Воскресения Христова и четырёх Евангелистов на кругах серебра 84 пробы. А также Евангелия времён императора Александра Николаевича 1857 года и другие, хорошо оформленные.

Где это имущество в настоящее время, сложно предположить: возможно, часть его хранится где-то в тундрах региона. Так, в 2014 году храму из Красноселькупа передана икона Николая Чудотворца, её долго хранила ненецкая семья из Обдорска. Они сберегли и некоторые церковные реликвии – богослужебные книги, которые переданы в Красноселькупский музей. В Салехарде при реставрации усадьбы купца Макара Терентьева (ул. Ламбиных, 1) найдено пять икон прежнего иконостаса. Купец Терентьев был членом Братства Святого Гурия, его жена А.Н. Терентьева преподавала в школе Обдорской православной миссии, затем в Обдорской школе первой ступени. И, возможно, ещё будут найдены реликвии из прежнего убранства храма.

Возвращение

Наступили тридцатые годы, общину ликвидировали, церковь приспособили под иные нужды. В конце XX века в Салехарде вновь создали православную общину РПЦ. Шестого октября 1990 года Салехардский городской Совет народных депутатов вернул здание собора Святых апостолов Петра и Павла общине верующих. Был начат ремонт, а иконостас и внутреннее убранство заказали в Белоруссии. А 26 апреля 1998 года преосвященнейшим Димитрием, епископом Тобольским и Тюменским, храм освящён с приделами во имя Святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. После образования в 2011 году Салехардской епархии Петропавловский храм стал кафедральным.

Фото к статье
Церковь на Полярном кругеЦерковь на Полярном кругеЦерковь на Полярном круге
Текст:Юрий МОРОЗОВ, по документам ГА ЯНАО Ф.5;Оп.1;д.68.Л.8 -34;43-50; 54-61;Ф.5.Оп.1.Д.64.Л.19; 77-86. Ф.5; Оп.1; Д.40.Л.16
Фото:из архива «ПК»
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт