наверх

Слагаемые педагогического успеха

«ПК» № от 11 июля 2013
Слагаемые педагогического успеха

Учебный год позади. Как прожила его муниципальная система образования, с какими проблемами сталкивалась, каких успехов удалось достичь. Об этом и многом другом в интервью с начальником департамента образования Галиной Даниляк.

Деятельность департамента и образовательных учреждений города осуществлялась в рамках реализации указов и поручений Президента России, а также долгосрочных окружных и городских целевых программ. Ключевыми задачами образования являются: переход на новые государственные стандарты, развитие учительского потенциала, создание современной школьной инфраструктуры, обеспечение доступности дошкольного воспитания, открытость системы для семьи и общества, новые организационно-правовые и финансово-экономические механизмы. В Салехарде функционируют восемнадцать инновационных площадок, из них десять – федерального уровня, три – регионального, две – муниципального, одно опорное учреждение дополнительного образования детей и две апробационные площадки. Нужно отметить, что инновационная сеть в этом учебном году значительно расширилась, на сегодняшний день в ней участвуют 55 процентов образовательных учреждений. Вместе с тем специалистами департамента ведётся целенаправленная работа по активизации участия в грантовых и конкурсных мероприятиях всех образовательных учреждений.

Перспективные инициативы

Одной из приоритетных является задача обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях. В прошедшем учебном году было дополнительно создано 69 мест за счёт реконструкции помещений и 199 за счёт уплотнения групп. К началу сентября эти показатели значительно увеличатся, в общей сложности детские сады смогут принять более 435 маленьких салехардцев: 225 – за счёт реконструкции и 210 детей примет новый детский сад.

В условиях острого дефицита мест для дошколят уделяется большое внимание развитию новых альтернативных форм. Это группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки детей, адаптационные группы и лекотека. В прошедшем учебном году была успешно опробована новая форма дошкольного образования – семейная воспитательная группа при детском саде «Светлячок». Для троих воспитанников в режиме полного рабочего дня был организован не только полноценный образовательный процесс, но и питание, а также посещение всех мероприятий, проводимых в садике. В настоящее время дети получили места в обычном детском саду, и группа расформирована. Галина Даниляк выразила надежду, что такая форма работы приживётся в городе, и найдутся родители, которые будут готовы продолжить начинание. 

Уже практически завершена работа по оформлению лицензии на проведение образовательного процесса в корпоративной воспитательной группе при Ямальском многопрофильном колледже. Её будут посещать 45 детей работников региональной системы образования и колледжа, а также дети студентов. 

– Надеюсь, – говорит начальник городского департамента образования, – что это новшество будет эффективным, и данная форма дошкольного образования заинтересует и других работодателей.

Новые стандарты и формы

В прошедшем учебном году для 1392 учеников начальной школы было организовано обучение по новым государственным стандартам, что позволило успешно реализовать широкий спектр современных учебно-методических комплектов, используя современное лабораторное оборудование. А с первого сентября так будут учиться (пока в пилотном режиме) 75 пятиклассников из первой и третьей школ.

Появились новые формы в организации образовательного процесса для особых детей. Созданные на базе детских садов специальные компенсирующие и коррекционные группы дали очень хорошие результаты. Для воспитанника «Синей птицы», у которого была сложная патология психического развития, было пробно организовано инклюзивное образование, результат доказал правильность внедрений.

В школах также ведётся работа по созданию условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. В Салехарде с 2012 года реализуется направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», которые в силу особенности своего развития и здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. Региональный центр оценки качества провёл опрос среди родителей, детей и педагогов, и по итогам анализа ответов можно сказать, что учебный процесс в системе дистанционного образования организован хорошо.

В прошедшем учебном году в школах было открыто четырнадцать классов с девятью профилями 
обучения: социально-педагогический, социально-экономический, оборонно-спортивный,технологический, информационно-технологический, социально-гуманита­рный, естественно-математический, лингвистико-информационный, лингвистический. Планируется значительное расширение спектра профилей за счёт перехода на обучение по индивидуальным учебным планам. И уже с сентября этого года две школы – вторая и с углублённым изучением отдельных предметов – будут внедрять для десятиклассников персональные планы.

Гордость города  

В этом году увеличилось количество предметов, сдаваемых в форме ГИА, кроме двух обязательных – по математике и русскому языку – выпускникам девятых классов было предложено сдавать по выбору историю, обществознание, физику и биологию. Показатели общей и качественной успеваемости по итогам экзаменов, учитывая все предметы, выпускники девятых классов показали гораздо выше, чем в предыдущие годы.
Самые высокие знания у девятиклассников по русскому языку, а самые низкие – по биологии. Очень порадовали стобалльники, – это Алина Тимкина, Анастасия Бездворная, Эдуард Аширбаев, София Ботова, Елизавета Новикова, Ирина Шупшина, Анастасия Гаязова, Мария Левинцова, Егор Баукин, Анастасия Крылова, Алина Игнатова. По мнению Галины Даниляк, новая форма сдачи экзаменов более объективна, нежели традиционная, так как оценивают работы детей независимые эксперты.

Этот учебный год запомнится одиннадцатиклассникам не только как последний в их школьной жизни, но и как этап интенсивной подготовки к выпускным экзаменам. В Салехарде ЕГЭ сдавало 285 выпускников. Традиционно популярным из экзаменов по выбору является обществознание, его предпочли 190 человек. Также увеличился процент участия выпускников на экзаменах по биологии, истории, литературе, химии и английскому языку. Четверо учеников продемонстрировали блестящие знания, набрав максимально возможное количество баллов, это Елена Метелина, Анастасия Миропольская, Надежда Шилова и Альбина Мавлютова. В целом результаты ЕГЭ-2013 порадовали педагогов, родителей и, конечно, самих выпускников. По сравнению с прошлым годом увеличилось количество стобалльников, все выпускники, допущенные к экзаменам, впервые за два года получили аттестаты о среднем образовании. По итогам одиннадцати лет обучения и государственной итоговой аттестации тринадцать ребят награждены медалями. «Золото» получили Богдан Букин, Кристина Горбунова, Альбина Мавлютова, Альбина Ниязова, Алёна Шенберг, Анастасия Миропольская, Диля Хабибова, Антон Хозяинов, Иван Алексенко, Артём Ведерников, Екатерина Недождий. Обладателями «серебра» стали Никита Рубцов и Ангелина Нестеренко.

Кадры решают всё

Одним из основных факторов, влияющих на качество образования, является укомплектованность образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами. Не случайно губернатором округа Дмитрием Кобылкиным 2012 год был объявлен Годом подготовки квалифицированных кадров. В рамках реализации мероприятий по подготовке специалистов руководящие и педагогические работники города прошли переподготовку в ведущих вузах страны по программам «Управление образованием», «Управление программами дошкольного образования и раннего развития детей», «Менеджмент в образовании». Переподготовкой охвачено 80% руководящих работников образовательных учреждений.

По сравнению с прошлым годом увеличилось количество педагогов, принимавших участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года» и «Воспитатель года» на муниципальном уровне. Как в пре­дыдущем, так и в этом учебном году педагоги – победители конкурсов профессионального мастерства приняли участие в окружном этапе состязаний, где вошли в десятку лидеров. Учитель начальных классов из первой гимназии Наталья Вторушина стала абсолютной победительницей окружного конкурса «Учитель года» и будет представлять Ямал на всероссийском уровне. 

Ежегодно в муниципальной системе образования проводится конкурс на присуждение денежного поощрения лучшим учителям. В этом году четверо салехардцев стали победителями и обладателями премии в размере 75 тысяч рублей. На региональном этапе денежную премию в размере ста тысяч рублей получили педагоги Наталья Алдакаева, Галина Кузнецова и Любовь Самсонова.

В течение года произошли качественные изменения в кадровом составе муниципальных образовательных учреждений. Увеличилось количество работников с высшим профессиональным педагогическим образованием. В Салехарде работает 217 молодых учителей в возрасте до 35 лет, что составляет 26 процентов от общего количества педагогических работников.

В рамках реализации Указа Президента России «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в этом учебном году увеличены базовый оклад педагогическим работникам общеобразовательных и дошкольных учреждений, а также фонд надбавок и доплат воспитателям детских садов. В связи с этим заработная плата выросла от 35 до 58 процентов. Галина Даниляк высказала уверенность, что улучшение материальной обеспеченности педагогических работников положительно отразится на образовательном процессе.

Фото:Вера КОЧНЕВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт