наверх

Для разумного досуга

1 ноября 2018
Для разумного досуга

Миллионам детей и подростков раскрыть свои дарования, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги к будущей профессии помогло дополнительное образование. В этом году система отмечает столетие.

От истоков

Такая солидная дата для российской системы дополнительного образования позволяет начать разговор с её истории. Стоит отметить, что изначально главной отличительной чертой внешкольного образования была направленность на предоставление элементарного образования низшим слоям населения. И оно являлось добровольной деятельностью интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей.

Появление внешкольного образования в России разные специалисты связывают с разными событиями конца XIX века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. Официальной датой рождения системы дополнительного образования считается июнь 1918 года – с этого времени в Москве в Сокольниках открывается Станция юных любителей природы, организованная молодым биологом Борисом Всесвятским. В этом же году в Петрограде путиловские рабочие организовали для детей художественную школу, в которой дети занимались музыкой, рисованием, танцами, играли в духовом оркестре.

Точкой отсчёта истории дополнительного образования в Салехарде, по имеющимся архивным данным, можно считать 28 марта 1935 года. Об этом сообщила в интервью заместитель главы администрации города по социальным вопросам Ирина Максимова, которое она дала накануне торжественных мероприятий, посвящённых 100-летию системе дополнительного образования в России.

– В этот день в городе Сале-Хард на улице Ленина, 21 был открыт Дом школьника. Прямым наследником организации является нынешний Центр детского творчества. Его первым директором был Виталий Евдокимович Мялицин, сам он руководил кружком авиамоделистов. Со дня открытия по 1954 год в Доме пионеров (впоследствии он стал называться именно так) ребята имели возможность заниматься в хоровом, драматическом, балетном, военно-стрелковом и физкультурном кружках, кукольном театре, струнном оркестре, в кружках авиамоделирования, кройки и шитья, фотодела, – Ирина Маратовна знакомит нас с очень интересными фактами.

Развитие дополнительного образования в окружной столице можно проследить хронологически: в 1955 году открывается Детская юношеская спортивная школа, в 1956-м – Детская школа искусств, в 1978-м – Станция юных техников (сегодня это Центр внешкольной работы), в 1984-м – межшкольный учебный комбинат (Детско-юношеский центр), в 1986-м – Станция юных натуралистов, в 2001-м – Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва. Необходимо отметить, что в полной мере дополнительное образование реализуется также в шести образовательных и пятнадцати дошкольных образовательных организациях.

По запросам общества и времени

К столетнему юбилею, как отметила Ирина Максимова, все учреждения дополнительного образования города подошли, имея качественное программно-методическое обеспечение, творческие педагогические кад­ры, штат инициативных управленцев с опытом разработки перспектив развития и инновационных проектов.

– Являясь важнейшей составляющей образовательного пространства Салехарда, дополнительное образование востребовано как образование неформальное, вариативное, мотивированное, соответствующее личным потребностям и возможностям различных групп детей и подростков, – подчёркивает заместитель главы городской администрации. – В муниципальной системе дополнительного образования обучаются более десяти тысяч человек бесплатно. Для расширения спектра дополнительных образовательных услуг реализуются программы и на платной основе, в данных группах занимаются более 1 300 человек.

Очень важный момент, который был отмечен в беседе с Ириной Максимовой, – система дополнительного образования активно реагирует на запросы общества, она постоянно трансформируется и преображается, определяя приоритетные направления в своём развитии:

– В реализуемых программах преобладают программы художественной и физкультурно-спортивной направленности, в каждой из которых задействованы более трёх тысяч человек. Отвечая на вызов времени, организации дополнительного образования реализуют инновационные проекты, участвуют в конкурсах на получение грантов. Центр внешкольной работы стал получателем гранта на создание Центра молодёжного инновационного творчества «Престиж», Детско-юношеский центр и Центр детского творчества «Надежда» – на реализацию проектов для подготовки и обучения участников региональных чемпионатов «Молодые профессионалы «WorldSkills Russia».

Автором одного из таких проектов под названием «Лаборатория сравнительной медицины животных и человека» является Ольга Заярнова, педагог ЦДТ «Надежда», ветеринарный врач, а в муниципальной системе образования города работает с 2008 года. Она руководит каникулярными интенсивными школами для одарённых детей: «Мир под микроскопом», «Интенсивная школа юннатов», «Интенсивная медицинская школа», «ЭкоАрт». Проектная и научно-исследовательская работа позволяет учащимся становиться победителями и призёрами конкурсов, конференций, олимпиад в масштабах округа и России.

Сегодня в Салехарде созданы все условия для открытия новых объединений дополнительного образования: прототипирование, 3D-моделирование, промышленный дизайн и другое. Качественным рывком в данном направлении будет создание детского технопарка «Кванториум». Как отметила Ирина Максимова, для расширения возможностей конструировать индивидуальные образовательные траектории предполагается внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования. Пока анализируется опыт пилотных регионов в России, по его итогам будет разработана и реализована модель для нашего города.

Здесь зарождаются звёзды и открытия

Прекрасная возможность представить свои достижения на городских площадках – участие детей в различных конкурсах и соревнованиях, организаторами которых выступают учреждения дополнительного образования. В настоящее созвездие талантов сплетаются творческие номера конкурсов «Полярная звезда», «Вселенная детского творчества», «Звонче жаворонка пенье» и другие. Проводятся соревнования по картингу, мотокроссу, спортивному туризму, пулевой стрельбе, городская спартакиада детских дошкольных учреждений и спартакиада школьников по лёгкой атлетике, волейболу, баскетболу, настольному теннису, общей физической подготовке, мини-футболу, лыжным гонкам. Среди массовых мероприятий значатся президентские спортивные игры и президентские состязания, а в последние годы – и возрождённая сдача нормативов ГТО.

Есть победители и призёры престижных конкурсов, конференций и соревнований, которыми гордится окружная столица. Легендарным назвала заместитель градоначальника Ирина Максимова объединение «Юные инспекторы движения» школы № 2, команда которого двенадцать раз становилась победителем окружных соревнований «Безопасное колесо» и пять раз – призёрами на всероссийском уровне. Отметила она и духовой оркестр Центра детского творчества, а также ансамбль «Сударушка» второй школы, которые не раз становились лауреатами и дипломантами престижных конкурсных мероприятий и фестивалей различных уровней.

Воспитанники объединения «Юный физик» Детско-юношеского центра стали лауреатами и дипломантами международной научной конференции «Сахаровские чтения» и Всероссийской выставки научно-технического творчества молодёжи «НТТМ», председателем оргкомитета которых является знаменитый учёный, нобелевский лауреат Жорес Алфёров.

Мстислав Захаров и Олег Белецан были отмечены за интересный подход к необъяснённым природным явлениям, в числе которых – появление воронок на Ямале. Юные физики Даниил Марьин и Максим Казыев были отмечены учёными за исследования сезонно-талого слоя в условиях изменяющегося климата. Научным руководителем ребят является педагог дополнительного образования заслуженный учитель ЯНАО и России Владислав Николаев.

Отдельная значимая тема – участие и вклад в систему образования общественных организаций, среди которых – «Назовский казачий округ Обско-Полярная казачья линия», Салехардское городское казачье общество, поисковый отряд «Афганец». Благодаря тесному взаимодействию с федерацией спортивного туризма автономного округа совершенствуется туристско-краеведческая деятельность.

Завершая беседу, Ирина Максимова подчеркнула, что дополнительное образование не означает второстепенное.

– В современном мире именно дополнительное, неформальное, открытое, персональное образование или образование через всю жизнь играет всё более и более значимую роль. Именно дополнительное образование может дать ребёнку навык адаптации к стремительно меняющимся условиям окружающего мира, – уверена Ирина Маратовна. – Дети получают широкие возможности не только для позитивного проведения досуга, но также для самоопределения, самореализации, выбора жизненного пути и обретения самого себя.

Фото к статье
Для разумного досугаДля разумного досугаДля разумного досуга
Текст:Клара ГАЛИМЖАНОВА
Фото:пресс-службы администрации города, с сайта департамента образования администрации города
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт