наверх

Говори красиво

«ПК» № от 31 января 2019
Говори красиво

Уже несколько лет выпускники 11 классов пишут в декабре итоговое сочинение, проверяющее их умение рассуждать в письменной форме. В этом году подобное мероприятие пройдёт и для девятиклассников.

13 февраля на итоговом собеседовании по русскому языку будет проверяться умение школьников правильно говорить, чётко и ясно формулировать свои мысли. Как и итоговое сочинение, устное итоговое собеседование является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.

Сегодняшний школьник, как показывает практика, может отлично излагать мысли на бумаге, но как только он сталкивается с необходимостью вести диалог или монолог, то мгновенно теряет большую часть своих умений. Более того, в наш цифровой век новое поколение гораздо лучше и охотнее общается в виртуальном мире, а это лишает подростков живого общения и способствует засорению речи школьников сленговыми выражениями, свойственными социальным сетям. В итоге такое времяпрепровождение привело к тому, что наши дети начали испытывать трудности в устной речи: при общении они часто смущаются и теряются, им сложно выразить связно свою мысль, полно ответить на поставленный вопрос или аргументировать свою позицию. А устное итоговое собеседование будет способствовать развитию навыков именно устной речи, формированию умения говорить литературным языком.

Конечно, любое нововведение вызывает много вопросов и сомнений и у родителей, и у учителей, и у учеников. И хотя наш округ принял участие в апробации итогового собеседования уже несколько раз, всем хочется узнать побольше об этой новой форме аттестации учащихся: что из себя представляет этот экзамен, как он будет проходить и как к нему готовиться?

В первую очередь отметим, что итоговое собеседование будет проводиться в родной школе в форме устного экзамена, представляющего собой беседу с экзаменатором-собеседником, только в отличие от ранее проводимых устных экзаменов на итоговом собеседовании будет проверяться не подготовленная речь ученика, а спонтанная. Во время экзамена ребятам нужно выполнить четыре задания: это выразительное чтение текста научно-популярного характера, его подробный пересказ, монолог по выбранной теме и диалог с экзаменатором-собеседником.

И хотя такие виды работ, как выразительное чтение, создание монолога описания, повествования, рассуждения или сочинения по картине не являются новыми для девятиклассников, всё же для успешного прохождения итогового собеседования недостаточно только повторить пройденный материал. К любому экзамену надо серьёзно готовиться, в том числе и к устному собеседованию:

- больше читать вслух любые тексты (из газет, журналов, книг; читать их, соблюдая ритм и паузы);

- делиться вслух мнением о прочитанном с друзьями и родными, обсуждать с ними интересные темы, особенно если позиции по какому-либо вопросу не совпадают;

- во время диалога стараться обдумывать доказательства и аргументы;

- каждый день рассказывать родным о том, что, к примеру, проходили на уроке, что нового и интересного узнал сегодня.

В развитии устной речи школьников могут помочь и родители. Для этого нужно чаще общаться с детьми, обсуждать прочитанные книги, просмотренные фильмы и видеосюжеты, аргументированно доказывать свою точку зрения, что тоже будет примером для ребёнка. Чаще задавать вопросы: как провел ребёнок учебный день, что впечатлило, порадовало или огорчило его, какую задачу для себя определил ребёнок и готов ли с ней справиться.

Такие разговоры будут развивать устную речь школьника, помогут ему быть более уверенным, интересным собеседником и, конечно, положительно повлияют на результат экзамена.

Фото:из открытых источников
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт