наверх

Фронтовые университеты

«ПК» № от 5 июня 2014
Фронтовые университеты

«Дочка! Брось меня... не донесёшь!». Сколько раз она слышала это от раненых бойцов, но тащила, стиснув зубы, стирая ладошки и коленки в кровь: «Потерпи, ещё немного, и свои...».

Отгремели праздничные салюты, посвящённые 69-й годовщине Великой Победы, отзвучали фанфары, страна вернулась к будничным заботам. Но значит ли это, что мы не будем говорить о героях, сражавшихся с фашизмом, отстоявших независимость страны, свободу свою и будущих поколений? Это было бы преступлением. «ПК» продолжает публиковать рассказы салехардцев о родных, прошедших все ужасы войны. Сегодня воспоминаниями о своей бабушке делится инспектор направления пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Салехарду Ольга Светлова. Вчитайтесь в эти строки, каким теплом и любовью наполнены они.

Символы в её жизни

«Моя бабушка Лидия Николаевна Лунина (Суворова) родилась в Удмуртии, в небольшом купеческом городке Сарапул. Говорят, что время и место рождения накладывают отпечаток на характер и всю судьбу человека в целом. Вспоминая бабушку, могу подтвердить это наблюдение: действительно, бабушка была спокойной, собранной, предпочитала не болтать попусту и вместо пересудов с кумушками-голубушками очень любила пешие прогулки. Будучи на восьмом десятке лет, она сохранила лёгкость и подвижность не только тела, но и мысли. И в то же время бабушка, невысокая, хрупкого телосложения, смогла пройти и преодолеть все ужасы Великой войны и спасла жизнь не одному бойцу. Недаром дата её рождения – 22 февраля – так близка ко Дню Красной Армии – Дню защитника Отечества. И год рождения – двадцать третий. Вспоминая бабушку в кругу семьи, мы всегда заостряем на этом внимание.

Юность в огне

У бабушки было две сестры – Александра, Тамара. Лидия – самая старшая. Когда началась война, ей было 18 лет. Оглядываясь на своё восемнадцатилетие, поражаюсь тому, какая непреодолимая пропасть между совершеннолетними той военной поры и нашими современниками, какие мы, по сути, дети, в сравнении с теми, кто со школьной скамьи ушёл на фронт.

После того как из всех репродукторов страны донеслась страшная весть, началась мобилизация в ряды Красной Армии. Девушек набирали на курсы медсестёр и мединструкторов. Так Лида Суворова выбрала свою будущую профессию, которой посвятила всю жизнь. Окончив курсы в родном Сарапуле, молодая медсестра получила распределение в развед­роту 203-й стрелковой Запорожско-Хинганской Краснознамённой ордена Суворова дивизии второго Украинского фронта. Командовал дивизией Герой Советского Союза генерал-майор Гавриил Станиславович Зданович. Но все регалии и почётные знаки отличия войсковому соединению были присвоены в дальнейшем, после многочисленных кровопролитных боёв, удачных разведывательных операций, а тогда в далёких 1941 – 1942 годах дивизия только-только формировалась в городе Курганинске Краснодарского края.

Говорят, что ничего в жизни не происходит просто так, всё взаимо­связано: волею судеб, после переезда из Магаданской области в более тёплые регионы России, наша семья осела в Краснодарском крае, в ста километрах от Курганинска. Отец вместе с бабушкой побывал в этом городе, и им удалось отыскать ту старенькую школу, на базе которой комплектовалась знаменитая дивизия, название и регалии которой выбиты на плитах зала Славы мемориала Победы на Поклонной горе в Москве.

Крещённая Сталинградом

Хотя бабушка не любила рассказывать о войне, всё же можно попытаться представить себе, что она испытывала. С одной стороны – патриотический порыв, охвативший всю молодёжь необъятной страны, с другой – тревогу от нехватки информации, противоречивых данных из мест сражений и, конечно, страх – погибнуть и не вернуться домой, не увидеть родных. И все же, я думаю, страх пришёл потом, уже после Сталинграда, куда сформированная дивизия была переброшена с самых первых дней нечеловеческой борьбы за город.

Сталинградская битва – одна из величайших и значимых битв в истории Второй мировой войны и человечества в целом. Наряду со сражением на Курской дуге она стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Под шквальным огнём, петляя между воронками от разорвавшихся мин и бомб, прикрывая голову руками от свинцового дождя и комьев земли, медсестра Лида Суворова ползком, волоком вытаскивала с поля боя солдат – простых русских мужиков, втрое превосходивших её по весу и вдвое по росту, спасала жизнь чьего-то мужа, сына, отца, брата…

Из редких рассказов бабушки о войне вспоминаю, как она говорила: «Бывало, тащу его, так тяжело, что руки отнимаются, и, кажется, вот сейчас упаду и не смогу подняться. Полежала, отдохнула, проверила перевязку. И вдруг слышу, он тихо так мне и говорит: «Дочка, да ты брось меня, не мучайся, брось». А как же я его, родненького, брошу. Вот он так стонет, а я его дальше на себе и тащу до наших позиций».

Битва под Сталинградом стала своего рода закалкой для бабушки. Боевым крещением. Рассуждать во время боя было некогда, даже бояться было некогда: надо было спасать, и Лида Суворова спасала.

Эх, банька, как ты хороша!

Медицинского образования бабушка так и не получила. Её «медицинской академией» стала война – в полевом госпитале она ассистировала военным хирургам, ухаживала за ранеными бойцами. Иногда приходилось не спать сутками. «Во время переходов, марш-бросков мы шли, держась за телеги, подводы, и спали прямо на ходу», – рассказывала она.

В память отчётливо врезались ноги бабушки: ноготки на пальчиках были совсем маленькие. Будучи ребёнком, я как-то спросила её: «Бабушка, а почему у тебя такие ноготки на ножках?» Поддержав мой наивный детский тон, бабушка ответила, что ножки у неё сильно замёрзли. Я спросила, когда, а бабушка вдруг стала серьёзной и ответила однозначно: «Давно». И только позже я узнала от отца, что бабушка отморозила ноги, когда их высадили вместе с десантом в зимнем лесу, и им пришлось долго-долго неподвижно лежать в снегу, чтобы их не обнаружили немцы.

После Сталинградской битвы бабушка принимала участие в форсировании Днепра. В нашей семье очень трепетное отношение, я бы даже сказала преклонение перед киноэпопеей «Освобождение». Отдельная часть фильма посвящена форсированию огромной реки. Каждый раз, глядя на экран, не могу сдержать слёз, представляя, как на хлипких плотиках наши солдаты, а где-то среди них и моя бабушка, перебирались на другой берег, рискуя погибнуть и не дойти. Точно так же, как не дошёл наградной вестовой, который вёз с собой в штаб дивизии приказ о награждении бабушки орденом Красной Звезды. Это особая награда, её удостаивались немногие.

А в перерывах между боями и работой все отдыхали. Особенно ценилась баня. Когда устраивался банный день, это было целым событием. Бабушка вспоминала один курьёзный случай из «мирных» военных будней: «Вышли мы как-то раз к железной дороге. Вместе с другими девочками нашли на рельсах много-много брусочков хозяйственного мыла. Обрадовались несказанно. Понабрали этих кусочков, кто сколько мог унести – и бегом в часть. Приносим командиру, радостно отдаём, – мол, посмотрите, товарищ командир, что мы нашли, теперь банный день устроить можно. А он нас давай бранить на чём свет стоит. «Эх вы, дурёхи! «Мыло» они нашли! Да ведь это же динамитные шашки! Показывайте, где взяли?».

Вот так наши солдаты совершенно случайно предотвратили взрыв на железной дороге и, быть может, тем самым спасли железнодорожные составы с ранеными и беженцами. Как знать...

Мы вечная нежность друг друга

Но был в жизни бабушки и Его Величество Случай, если бы не он, не знаю, смогла ли бы я писать сейчас эти строки. На привале после длительного утомительного перехода бабушка вместе со своей подругой раздобыли на полевой кухне каши. По-девичьи решили уединиться и поболтать о том о сём. Забрались на пригорочек, присели у сосны и только тут обнаружили, что забыли ложки. Бабушка вызвалась принести их. И убежала. В это время неожиданно вражеский налёт: бомба, сброшенная немецким самолетом, взорвалась у той самой сосны... Подруга погибла на месте, а бабушка осталась жить. Простая ложка спасла ей жизнь и подарила её моему отцу и мне.
Конечно, была в жизни молодой голубоглазой девушки и любовь. Бабушка никогда не рассказывала об этом, однако, перебирая после её кончины старенький саквояж, мы нашли не только бабушкины дневники военных лет, но и фотографии, весточки с фронта, которые она посылала родным. Всё это бабушка берегла долгие годы, хранила то, что было дорого её сердцу и душе. Среди множества фотографий мы нашли Его фотокарточку. Но он тоже погиб, и после бабушка долго не могла выйти замуж.

В дневниках хранятся записи, говорящие о глубокой досаде на то, что их перебрасывают на Дальний Восток, в то время как до Берлина было рукой подать. Воодушевлённые предчувствием скорой победы, солдаты рвались в бой, стремились в Берлин. Но приказ есть приказ, и бабушка отправилась воевать к берегам Японии.

Горжусь тобой, бабушка!

Вернувшись после войны в Сарапул, Лидия получила страшный удар от своего отца. Вместо радости от того, что старшая дочь живая и непокалеченная, Николай Суворов произнёс самые ужасные слова, какие только может сказать человек: «Почему тебя не убили там? Теперь придётся ещё один голодный рот кормить». В такой ситуации многие опустили бы руки, но только не бабушка. Переборов себя и свою обиду, она смогла всем доказать, что война многому её научила и помогла стать самостоятельной. 22-летняя Лидия завербовалась на Крайний Север и уехала в Магаданскую область, где продолжила службу в качестве медсестры в страшном колымском сталинском лагере Будугычаг. Там же в Магаданской области родился и вырос мой отец, там же появилась на свет я.

Бабушка много путешествовала, посещая всевозможные слёты ветеранов Великой Отечественной войны, проводимые в самых разных уголках Советского Союза. Её приглашали в трудовые коллективы и школы на беседы.

Бабушка одна воспитала своего сына – моего отца. Когда ему пришла пора отдать долг Родине, коллеги – врачи поликлиники районного центра, где она работала, предложили помочь сыну избежать армии, подтасовав анализы. Узнав об этом, отец вспылил и заявил, что обязательно пойдёт служить, потому что его мать прошла войну, и ему будет стыдно прятаться за её спину.

Награды, которые она имела: орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За победу над Японией», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», медаль Монгольской Народной Республики «30 лет победы над Японией» и ещё 9 медалей и несколько почётных знаков.

Каждый год 9 Мая мы достаём из шкафа бабушкин китель с боевыми наградами. Смотрим советские фильмы о войне и вспоминаем бабушку. Сейчас я стараюсь передать эту традицию своему сыну, чтобы он знал и чтил великий подвиг своей прабабушки, своего народа, своей страны!»

Фото к статье
Фронтовые университетыФронтовые университеты
Фото:Из личного архива семьи Луниных
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт