наверх

История не по учебнику

«ПК» № от 18 ноября 2021
История не по учебнику

Салехардские общественники в противовес мировой лжи  

Одним из победителей XXII конкурса по предоставлению субсидий из окружного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям ЯНАО стал Военно-исторический клуб при МВК им. И. С. Шемановского с проектом «История ГОРЕМ-36: война и мир». 

Забытый малоизвестный факт

Трёхгодичный проект «История ГОРЕМ-36: война и мир» предполагает создание музейной коллекции диорам и моделей железнодорожной техники, связанной с Ямалом, через призму истории головного ремонтного поезда № 36 (ГОРЕМ-36) с последующей организацией выездных выставок по округу. 

Поводом для разработки проекта стал выход на экраны летом 2021 года документального фильма – «ГОРЕМ-36: война и мир (1941–1992)». Его авторы – ВГТРК «Ямал» и окружной архив, основываясь на архивных документах и рассказах очевидцев, впервые широко подняли забытую и малоисследованную тему. 

«Этот головной ремонтный поезд работал с 1941-го по 1990-е, закончив свою трудовую деятельность в Ямало-Ненецком автономном округе. Поднята сложная тема судеб советских железнодорожников, которые в годы войны обеспечивали снабжение фронта всем необходимым. А в мирное время прокладывали маршруты, пути, включая наш советский север. Железная дорога из Ноябрьска и Нового Уренгоя – это их рук дело», – рассказал председатель Военно-исторического клуба и автор проекта «История ГОРЕМ-36: война и мир» Александр Займидорога. 

Цифровой инжиниринг как профориентация 

После просмотра документального фильма и его авторы, и заинтересованные зрители пришли к мнению о необходимости дополнить картинку с экрана подробным макетом железнодорожной станции Торопец (Тверская область) – одной из первых советских территорий, освобождённых зимой 1942 года. Это поможет подрастающему поколению понять, как выглядело в трёхмерном пространстве здание вокзала, разрушенное войной, труд рабочих, восстанавливающих железную дорогу, уверены организаторы.  

«Наша задача предоставить детям возможность изучать историю не по учебнику, а проникнуться ею разными способами. Рядом с макетом установят компьютер со специальной прог­раммой, которая позволит на экране, например, подбрасывать в топку уголь или крутить вентили паровоза, пытаться запустить его в виртуальном пространстве. Построение обычной модели и её эксплуатация в компьютерной среде есть цифровой инжиниринг – направление, которое дети впоследствии могут избрать своей профессией. Это ещё одна цель проекта.
За три года многое предстоит сделать своими руками на основе имеющихся архивных фотографий и документальных кадров фильма. Некоторые элементы будем создавать с помощью фотополимерного 3D-принтера.

Фигурки людей, автомобилей из готовых наборов в масштабе 1x35 переделывать, приспосабливать под идею проекта. Ещё одна цель перед нами – объединение людей, увлечённых моделизмом. Например, один наш коллега работает токарем в железнодорожном депо в Лабытнанги – опытный мастер станочного дела. Под его руководством юные участники Военно-исторического клуба освоят настоящие станки – сверлильный, фрезерный, токарный. На них будем изготавливать железнодорожные стрелки, водонапорную башню, рельсы и другие элементы. Само основание макета думаем сделать из пенофлекса, закрепив его на фанерной доске. Элементы зданий можно построить из листов пластика, отлить из гипса или распечатать на полимерном 3D-принтере. Можно и по старинке вырезать из фанеры, загрунтовать, закрасить – получатся не отличимые от настоящих кирпичные стены. Технологий много, один из плюсов моделизма в том, что дети учатся применять на практике сопряжение различных материалов, цветовые растяжки, работу с аэрографом, красками, растворителями, бытовой химией. Для изготовления моделей и диорамы (в масштабе 1x35) будут привлечены добровольцы – моделисты Салехарда и Лабытнанги, подростки. Работы будут проходить в МВК им. И. С. Шемановского на площадке Военно-исторического клуба. 

Сейчас готовимся к началу реализации первого этапа проекта, запланированного на январь 2022 года. Основная задача подыскать материалы, во-первых, исторические, и мы уже специалистов этим озадачили. Во-вторых, расходные строительные. Список достаточно большой, на 11 листах. На все три года есть чем заниматься, посмотрим, как получится первый шаг, он самый сложный», – ввёл в курс дела Александр Займидорога. 

В следующем году будет создана диорама об участии ГОРЕМ-36 в восстановлении железнодорожной станции Торопец в 1942 году. Члены клуба продолжат работать с архивами этого поезда для установления типов техники, использовавшейся при строительстве железной дороги на Ямале. Далее поэтапно планируется изготовление современных локомотивов до 1992 года работы ГОРЕМ-36 включительно, двумя этапами на протяжении 2023–2024 годов. 

Партнёры проекта – департамент культуры ЯНАО, проект «Историческая память», ВГТРК «Ямал», Государственный архив автономного округа. 

На Ямале инициативы в цене

Сегодня, как никогда, необходимо работать над сохранением у подрастающего поколения исторической памяти. Это главная задача проекта, и реализуема только при искреннем неформальном общении с детьми, что и делают на многофункциональной площадке Военно-исторического клуба уже почти 15 лет. В одной из секций ребята учатся изготавливать модели всех видов военной техники, клуб обладает большой коллекцией оружия Второй мировой войны. Наряду с моделированием школьников знакомят и с кинофильмами о Великой Отечественной, помогают распознавать ложь и фальшь про историю нашей страны, которая сегодня бурным потоком льётся на неокрепшие умы из интернет-пространства. 

Проект «История ГОРЕМ-36: война и мир» – одна из гражданских инициа­тив клуба, на Ямале такие идеи поддерживают финансово. 11 ноября губернатор Ямала Дмитрий Артюхов на встрече с представителями общественных организаций, членами Общественной палаты ЯНАО напомнил, что в этом году при содействии Фонда президентских грантов значительно увеличилась сумма грантовой поддержки НКО в рамках окружного конкурса по предоставлению субсидий – это более 28 миллионов рублей. Также увеличился и размер субсидии от 500 тысяч рублей до двух миллионов. Глава региона заверил – округ продолжит оказывать общественникам необходимую помощь.

 

Фото к статье
История не по учебникуИстория не по учебнику
Фото:предоставлены ВИК МВК им. И. С. Шемановского
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт