наверх

Мы такие же, как ты

«ПК» № от 8 марта 2018

В Салехарде помогают справиться с зависимостью – алкогольной и наркотической. Автономная некоммерческая организация «Центр социальной реабилитации и ресоциализации «Свобода» юридически существует в городе с декабря 2016 года. Рассказывает о центре его директор Артём Кукевич.

– В центре «Свобода» реабилитация платная?

– Да, если анонимная. В декабре прошлого года мы вошли в региональный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, на этом основании окружной департамент науки и инноваций уже предоставляет сертификаты на бесплатную реабилитацию. Главное условие – встать на учёт в нашем центре. Мы стремились именно к тому, чтобы была возможность проходить реабилитацию бесплатно. На человека в месяц нам выделяют приблизительно 60 тысяч рублей. Из них – 21 тысяча уходит на питание, у нас заключено соглашение со столовой, еду привозят каждое утро – завтрак, обед, ужин. Остальное – на аренду, хозинвентарь и зарплату консультантов. До этого месяцев восемь всё делалось за свой счёт. Мы понимали, что надо сначала показать, что можем предложить реальную помощь. Мамы платили за питание ребят. Мы ездили по разным организациям, просили финансово помочь в аренде помещения. Нам не отказывали. Очень много неравнодушных людей отозвалось – спасибо им.

– В каком состоянии к вам могут прий­ти, учитывая специфику болезни?

– У нас есть соглашение с психоневрологическим диспансером, там проходят детоксикацию и, если нужно, медикаментозное лечение. В ПНД врачи предлагают своим пациентам – «если хочешь, есть реабилитационный центр, там ребята готовы тебе помочь». Мы занимаемся только реа­билитацией, без лекарств. Кроме того, мы сотрудничаем с департаментом занятости, тем, кто прошёл реабилитацию, можем предложить работу консультантом. Сейчас пока два консультанта – я и мой заместитель Роман Лакуста. Ещё двое претендентов проходят стажировку – участвуют в наших мероприятиях, мы их потихоньку обучаем. Видно, что они хотят работать.

– Консультантами у вас могут стать и те, кто не прошёл «12 шагов», или только кто прочувствовал болезнь на себе?

– Мы к этому относимся серьёзно. Проще говоря, если я одноногий инвалид, то я буду больше доверять такому же инвалиду, потому что мы будем понимать друг друга – где и как у нас болит. Сама зависимость – болезнь довольно сложная именно психологически. Вы же знаете, как в социуме происходит – «а-а-а, наркоман…». С этим, правда, тяжело. Здесь в центре встречают по-другому: «Привет, ты нам нужен, мы тоже такие, как ты, у нас тоже есть проблема». И он видит – если мы справились, значит, и он сможет.

– У вас дарят надежду, но человеку надо снова идти в мир, где не всегда тебе рады.

– Мы выходим, живём, и мы счастливы. На сегодня у меня нет необходимости выпить для того, чтобы потанцевать, например. я могу это сделать и без допинга. я не просыпаюсь утром с головной болью и так далее… Плюсов очень много появилось. Кроме того, я могу говорить честно о своих чувствах, переживаниях. Сейчас всё намного проще, жизнь обрела краски, которые я однажды потерял, когда увидел реальность и испугался ответственности.

– Ответственность сейчас легче принимать на себя?

– Ну, конечно, здесь учишься понимать, на что ты способен. Во мне было очень много одержимости. Ведь я не стеснялся умолять соседей, выпрашивать у них деньги на наркотики, не стеснялся воровать у собственных родителей. Сейчас я могу эту одержимость направлять на полезное в своей жизни.

– Чем сейчас дорожите?

– На сегодняшний день мне удалось вернуть семью, восстановить доверие родителей, это для меня очень ценно. Уже почти шесть с половиной лет я не пью и не употребляю никаких химических веществ. От курения пока не избавился, возможно, в будущем. У меня есть друзья, есть коллеги, у меня есть ко всем этим ребятам чувства, то есть я хочу их видеть. Я просыпаюсь с радостью, что еду на работу. Когда у меня такое было?

– Кроме всего, вы читаете лекции школьникам. Что вы им говорите про себя?

– Мы не учим тому, почему нельзя употреб­лять наркотики, мы делимся своим опытом. Когда мы с Романом пришли в школу, мы начали с того, что: «Каждый наркоман рано или поздно прекращает употреблять наркотики, некоторым это удаётся сделать при жизни. Я зависимый, у меня были проблемы с наркотиками…» Рассказал о себе, как всё случилось со мной. Когда в конце попросил задавать вопросы,  Рома добавил: «Не стесняйтесь, где вы ещё увидите живых наркоманов?» Мы пробуем объяснить, что выход есть всегда.

– Не боитесь, что кто-то может сделать вывод – попробовать можно, а потом в вашем центре помогут…

– Я им рассказывал, что сделал операцию на мозге, что в монастыре лежал, что были попытки обратиться к разным колдунам и так далее. Я не думаю, что этот путь привлекателен. Он, правда, очень непростой. Мне нужно было узнать, что со мной происходит, я долго не мог это понять. 

– Как проходят занятия в центре «Свобода»?

– Мы садимся в круг, каждый выносит темы, которые его беспокоят, которые он хотел бы обсудить. Например, я спрашиваю, как конструктивно поднять свою самооценку. Кто-то просит поделиться опытом работы со своим эгоцент­ризмом. Или – «Мешает ли ваш перфекционизм вашей жизни? Хотите ли вы от него избавиться?».

– Они знают эти слова?

– Конечно, сначала мы даём психологические знания, делимся опытом, если что-то не понятно, объясняем простым языком, как мы это понимаем. Сейчас в соседней комнате реабилитант дописывает терапевтический шаг. Он заканчивает реабилитацию и пишет о своей неуправляемости и безумии, которые проявлялись в его жизни. Это не сочинение – только конкретные жизненные примеры: «Однажды я пришёл домой, увидел супругу и детей, я был пьян, начал кричать на супругу, потому что она отказала мне в поцелуе. Я испытал такие-то чувства: злость, раздражение, обиду, начал возмущаться, кидать тарелки и кричать на неё». Примерно так. Каждый несёт ответственность за свои чувства. А если я говорю, что меня обидели, в данный момент я безответственен по отношению к себе. Ведь чувство моё, обиделся я, соответственно и выражаться мне необходимо – «я обиделся, когда ты сделал то-то и то-то». Вот здесь идёт процесс работы с самим собой, когда я могу взять на себя ответственность за свои чувства. А не замыкаться, не прятать в подсознание, не подавлять. Так мы учимся взрослеть.

– Есть такие, кому вы отказываете в реабилитации?

– Как отказать человеку, если ему нужна помощь? Пока мест хватает. Если всё будет занято, есть возможность получить реабилитацию в Новом Уренгое. Сейчас наш центр может поместить семь человек, обустроим второй этаж, сможем принять десять. Может, в дальнейшем будем расширяться, планы такие есть.

Начало –  в № 9

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт