наверх

Не свои, но родные

«ПК» № от 20 июля 2017
Не свои, но родные

Взять на воспитание ребёнка – не игрушку купить, это серьёзный и ответственный шаг, говорят Светлана Ильиных и Танзиля Каранфил. К их словам стоит прислушаться, обе женщины – приёмные мамы с солидным стажем. 

Их истории во многом схожи. Обе вырастили сыновей, обе работали в окружном доме ребёнка, он находился в самом начале улицы Броднева, где и познакомились со своими приёмными «первенцами». И как-то так получилось, что не они, а дети выбрали их, Наташа – Светлану Викторовну, Донна – Танзилю Сунхатуловну. Обе, протянув однажды руку помощи, не смогли отказать другим маленьким человечкам в заботе и ласке. 

Маленькая я

– Наташе уже 23 года, у неё своя семья, дочь подрастает, а брала я её в год и семь месяцев, – рассказывает Светлана Ильиных. – Никогда не думала, что буду приёмной мамой, но однажды вернулась из отпуска, пришла на работу, а там она. Сердце ёкнуло, и сама Наташа ручки тянула, глазами следила. Когда оформляла документы, боялась только одного – что мои родители не поймут, но поняли, приняли, сегодня души не чают. 

Когда Наташа училась в пятом классе, в семье появилась Люда, воспитанница аксарковского детского дома. Впервые увидев четырёхлетнюю малышку, Светлана Викторовна была поражена, насколько девочка походила на неё в детстве. 

– Решила забрать её на ночь домой. Идём по улице, а я всё голову ломаю, как она будет меня называть, всё-таки не маленькая уже, всё понимает. И тут слышу, как она Наташу спрашивает: «Мама у нас хорошая?». Пришли к бабушке, моей маме, а Люда ей: «Бабушка, какая ты красивая!». Та в слёзы. Так всё и разрешилось. 

В этом году Люда поступила в Ямальский многопрофильный колледж на делопроизводителя, в будущем планирует выучиться на экономиста. Хочет большую семью, а пока помогает маме Свете с шестилетним Рамазаном и восьмилетней Мадиной. Брата и сестру Светлана Ильиных забрала из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Доверие» три года назад. Решение принимали сообща. Впрочем, в этой семье всегда все вопросы обсуждают вместе. 

Не знавшие ни слова по-русски, сегодня ребята спокойно изъясняются на нём. Мадина окончила первый класс, Рамазан только идёт в школу. Мальчишке нравится рисовать, он – активный участник различных конкурсов рисунков. Делится секретом: когда вырастет, построит для любимой мамы дом с бассейном, «если, конечно, она разрешит». Светлана Викторовна только улыбается и ещё крепче прижимает к себе ставших родными детей.

Пойдём домой

– А чужих детей не бывает, все – наши! – восклицает Танзиля Каранфил, чья история, как приёмной мамы, началась 15 лет назад. – Сын Руслан всегда хотел братика или сестричку, чтобы было кого защищать, двухлетняя Донна сама меня выбрала.

Сегодня о том, через что ей пришлось пройти, Танзиля Сунхатуловна, рассказывает спокойно. А тогда, в самом начале, ей пришлось изрядно понервничать. Было и непонимание окружающих, и страх, что из-за недостатка квадратных метров ей откажут, и суды с биологической матерью, и частые болезни ребёнка. Всё пережила. Чтобы хрупкая Донна окрепла, отдала её на танцы, где неожиданно ярко проявился талант девочки, и определилась дальнейшая судьба. 

А потом история повторилась, только теперь заказ на младшую сестру сделала Донна. Пятилетнюю Роксану женщина забрала не сразу, поначалу просто приводила в гости, дав малышке, только что потерявшей маму, возможность привыкнуть к новым обстоятельствам и новой обстановке. Третий визит в «Доверие» стал решающим, Роксана сама попросила забрать её домой. 

Трудная работа

Обе героини никогда не скрывали от детей, что они приёмные и никогда не препятствовали их общению с родными, свои корни должен знать каждый. Другой вопрос, что сама родня зачастую не горит желанием поддерживать отношения. Одна из девочек призналась, бывает обидно оттого, что кровные родственники не идут на контакт, – на улице могут пройти мимо, сделав вид, что не заметили. А ей бы очень хотелось узнать о себе и о них побольше. Ещё одна девочка рассказала, что знакома с женщиной, которая её родила, но чувств к ней никаких, приёмная мама ближе, любимее и роднее. 

Может показаться, что быть приёмным родителем легко и просто, особенно если есть свои дети. Светлана Ильиных и Танзиля Каранфил опровергают это мнение. 

– Сколько таких историй, когда люди не справляются с приёмными детьми и хотят отдать обратно в детдом. Я удивляюсь, зачем так поступать, зачем ещё раз травмировать душу ребёнка, предавать его, – говорит Танзиля Каранфил. – Да, приёмный ребёнок – это труд, это ответственность, наверное, даже больше чем за кровного, но как можно отказаться! Я тоже прошла через проблемы, капризы, но любовь к девочкам от этого не стала меньше. Любому ребёнку нужна материнская ласка, нужен человек, который поможет, посоветует, даст знания, подготовит к реальной жизни.

– Не понимаю людей, которые решили, так сказать, облагодетельствовать, – поддерживает Светлана Ильиных. – Ребёнка надо любить, не просто кормить, одевать и обувать, но самое главное – уважать как личность, понимать его. Прежде чем стать приёмными родителями, надо в себе разобраться, всё взвесить, и даже не столько материальные возможности, сколько психологические: смогу ли я принять чужого как своего. 

У вас будет ребёнок

Сегодня в Салехарде насчитывается 23 приёмные семьи, в которых воспитываются 72 ребёнка. Государство поддерживает приёмных родителей всесторонне, им выплачивается денежное вознаграждение, перечисляются ежемесячные выплаты на содержание ребёнка, оплачивается проезд подопечного к месту отдыха и обратно, компенсируются расходы на лечение, есть ещё ряд выплат и льгот. Но здесь следует понимать, что получая помощь, приёмные родители одновременно должны отчитываться в понесённых затратах, представлять договоры, квитанции и товарные чеки в отдел опеки и попечительства. Контроль расходов осуществляется в интересах детей, для оценки качества их жизни и воспитания. 

Чтобы стать приёмными родителями, необходимо собрать пакет документов, который включает в себя, в том числе, справки об отсутствии судимости и о состоянии здоровья. Следующий шаг – пройти подготовку в «Школе опекунов», она организована на базе регионального института развития образования. «Ученикам» преподают основы педагогики и возрастной психологии детей, проводятся психологические тренинги и диагностика, по окончании курсов выдаётся свидетельство.

– После того как ребёнка взяли в семью, мы организуем её сопровождение, – рассказывает Наталья Щербачёва, заместитель начальника отдела опеки и попечительства городского департамента образования. – С центром «Доверие» заключён договор, и в случае каких-либо вопросов его сотрудники: воспитатели, психологи, медики могут оказать квалифицированную помощь. 

По словам специалиста, в прошлом году в Салехарде было выявлено 23 ребёнка, оставшихся без попечения родителей, за первое полугодие 2017-го – 13. Ни один (!) из них не попал в детский дом: были усыновлены, взяты под опеку и попечительство родственниками, переданы в приёмные семьи.  

– Государство поставило перед нами задачу: устроить детей, которые оказались в детских домах в прошлые годы. Так, в окружном детском доме «Сияние Севера», что находится под Тюменью, сегодня воспитываются четыре наших ребёнка, в Ноябрьске – один. И сегодня мы проводим активную работу, чтобы найти им семьи, – говорит Наталья Щербачёва.

Может быть, эти дети ждут именно вас?

 

Фото к статье
Не свои, но родныеНе свои, но родные
Фото:Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт