наверх

Дмитрий Кобылкин: Желающих инвестировать в Ямал много

«ПК» № от 12 января 2017
Дмитрий Кобылкин: Желающих инвестировать в Ямал много

Задуманный несколько лет назад на Ямале проект по созданию новой железной дороги от Оби до Карского моря, реализация которого по разным причинам откладывалась, наконец-то обрёл реальные перспективы.

Ямало-Ненецкий автономный округ и «Российские железные дороги» подписали концессионное соглашение по строительству магистрали, в скором времени будет определён пул инвесторов. О том, почему этим проектом заинтересовались Южная Корея и ОАЭ, о поставках оленины в Европу и эксперименте с облигационным займом в интервью агентству «Интерфакс-Россия» рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

– Дмитрий Николаевич, в октябре ЯНАО и РЖД подписали концессионное соглашение по строительству Северного широтного хода (СШХ, железнодорожная магистраль Обская – Коротчаево), согласно которому концессионер за счёт собственных и привлечённых средств построит железнодорожную часть мостов с подходами через реки Обь и Надым, а также участок дороги Салехард – Надым. Кто выступит в качестве концессионера?

– Да, мы подписали соглашение о строительстве Северного широтного хода с ОАО «РЖД». Точно такой же документ будет в ближайшее время подписан между РЖД и компанией «Газпром». Эти договорённости определяют участников будущей концессии, она сформируется в Правительстве РФ. Также будут определены сегменты финансирования: средства федеральной целевой программы, инвесторов, РЖД, Газпрома и субъекта Федерации. Это самое, наверное, сложное в России за всю её историю концессионное соглашение. Стоимость всего проекта составляет ориентировочно 260 млрд рублей. Какую-то часть средств предоставит государство, так называемый капитальный грант, и в зависимости от его объёма будет формироваться инвестиционная составляющая. Тогда мы сможем определиться с участниками, которые придут на этот рынок.

– А можете ли вы озвучить потенциальных инвесторов?

– Разные варианты прорабатываются. Не исключено и размещение облигаций самой компанией «РЖД». Есть компания, которая вложила 650 млн рублей в проектные работы по железной дороге Бованенково – Сабетта. Не исключаем того, что при начале работы над Северным широтным ходом стартует и строительство Бованенково – Сабетта. Синхронизация важна на всех участках.

В инвестировании в Ямал заинтересованы представители разных иностранных государств. Например, вели переговоры с правителем эмирата Рас-Эль-Хайма шейхом Сауд бин Сакр аль-Касими. Он был у нас в гостях. Обозначил возможность Арабских Эмиратов частично участвовать в строительстве Северного широтного хода.

Недавно состоялась встреча с президентом самой крупной строительной компании в Южной Корее Daelim Industrial Хэ Ук Ли, и он интересовался проектами. Предприятие занимается газонефтехимией, когда оно видит будущие месторождения, ему становится интересно строительство инфраструктуры.

Ещё есть мысли встретиться с японцами. После того как на Дальнем Востоке Президент России Владимир Путин встречался с представителями Японии, вижу, что и компания «НОВАТЭК» активно начала вести переговоры с предприятиями и правительством этой страны. Мы также планируем выйти на путь взаимодействия с Японией.

– Как известно, Ямал готов профинансировать строительство автомобильной части моста через реку Обь. Какова стоимость и сроки проекта?

– Стоимость автомобильной части моста составляет 8,6 млрд рублей. Регион планирует взять на себя функции финансирования с 2019 года. По графику в следующем году делаем проект, в 2018 году начинаем активное строительство объектов Северного широтного хода, а в конце 2019 года должны приступить к вложениям в автомобильную часть. Первое приближение к открытию – 2022 год.

– На днях ЯНАО разместил облигационный заём на 20 млрд рублей. Сбор заявок инвесторов, предшествующий размещению, показал, что выпуск пользуется большим спросом, он достиг почти 54 млрд рублей. Есть ли у вас информация, какие основные компании будут выкупать заём?

– Давайте дождёмся самого выкупа. Я точно вам могу сказать, что желающих будет много. Это очень выгодные вложения.

– Регион планирует разместить ещё один облигационный заём, но для населения. Ожидаете ли вы столь же высокий спрос?

– Это эксперимент, он интересен не только для Ямала, но и для всей страны. Такое делаем в первый раз и хотим посмотреть, что получится. Здесь что важно? Есть возможность погашения в любой момент, достойная процентная ставка, выше, чем депозит любого банка. Существует возможность не только для жителей Ямала, но и для всех, для любого гражданина РФ поучаствовать в процессе и инвестировать в крупные арктические проекты.

Мы исходили из того, что огромное количество денежных средств есть у самого населения. И, если Ямал уверен в своих инфраструктурных проектах и гарантированно может оплачивать свои долговые обязательства, почему бы не попросить людей снять со счетов деньги и разместить их у нас под более выгодный процент? Нам нужны деньги, а людям нужна гарантия, что их вернут на выгодных условиях.

– Как известно, муниципальное предприятие «Ямальские олени» направит в Финляндию компании Polarica Oy около 500 тонн оленины. Сколько тонн оленины предполагается поставить в Европу в 2017 году? Будет ли это только компания Polarica Oy?

– Заинтересованность у других стран есть, но в Финляндию продавать выгоднее, потому что они традиционно покупают мясо с косточкой, а Германия, например, приобретает оленину только для ресторанного бизнеса, просит филе. А так, конечно, желающих очень много. И, кстати, наше соглашение с партнёрами не ограничивает нас в объёмах поставок. Только в этом году к концу года запрос на оленину со стороны финских коллег вырос, и мы поставили нужные объёмы.

– На следующий год планируете также поставить 500 тонн?

– Рынок меньше не становится, он, напротив, растёт. Появляются новые предложения и запросы на качественную продукцию. Недавно один предприниматель вышел с инициативой создать в Салехарде завод по консервному производству. Продукция из ямальского сырья сейчас производится в Курганской и Тюменской областях. Мы сможем делать её у себя – по-настоящему нашу ямальскую марку от сырья до переработки. Наша тушёнка очень востребована, в том числе и в Российской армии.

– Недавно анонсировалось, что Ямал планирует до 2026 года завершить мероприятия по устранению накопленного экологического ущерба от первой волны освоения Крайнего Севера. Сколько средств необходимо для проведения всего объёма работ?

– Этот процесс стоит огромных денег, в общей сложности около 82 млрд рублей! Ликвидировать нужно старые скважины из федеральной собственности, из нераспределённого фонда, заброшенные геологические посёлки, технику. Землю рекультив ировать. Работы проводятся, но финансирование ограничено. Это подпадает под федеральную программу, и если Федерация выделит деньги, то, конечно, будем работать с большей эффективностью и скоростью.

Но пока мы своими силами при поддержке ТЭКа и волонтёрского движения взялись за наши самые северные участки. На острове Белом миссия по сбору завершена. Выходим на остров Вилькицкого. Вы знаете, есть и такие места, которые могут подождать, а есть те, которые совсем близко к населённым пунктам и не очень красиво выглядят. Вот там я пытаюсь путём субботников своими силами произвести утилизацию. Также под особым контролем держим объекты, которые были не совсем качественно законсервированы. Точки, где становится опасно, берём под особый контроль. И нефтегазовые компании в этом смысле, как всегда, проявляют ответственность, хотя это тяжёлое наследство и не имеет к сегодняшним компаниям прямого отношения. В Год экологии силы объединим максимально.

Фото:пресс-службы губернатора ЯНАО
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт