наверх

Арестованы, окольцованы...

«ПК» № от 9 января 2014
Арестованы, окольцованы...

Этот браслет – непростое украшение. Надеваемый на ногу осуждённого, он позволяет следить за всеми передвижениями своего временного владельца. 

Салехард, Лабытнанги, Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой, Губкинский, Приуральский район – в этих муниципальных образованиях применяется СЭМПЛ – система электронного мониторинга подконтрольных лиц.

«Большой брат» следит

Артём Бутенко открывает на компьютере карту Салехарда, наводит курсор. Тут же всплывает окно с фамилией, координатами и временем, когда наблюдаемый в этих местах был. Словно в фильме о суперагентах, которым удаётся поставить на автомобиль предателя «жучок».
– Сейчас человек находится дома, а эти линии и точки – его вчерашний маршрут по городу, – показывает старший лейтенант внутренней службы.

Артём – один из «больших братьев». В том смысле, что он следит за людьми. Не за всеми, а только за теми, у кого на теле закреплено последнее чудо техники – неснимаемый браслет, коими одаривают осуждённых к ограничению свободы. Такой вид наказания появился в России в 2010 году, на Ямале систему слежения стали применять с середины 2012-го. Тогда в округ поступило 65 электронных устройств. 
– За весь период электронные браслеты были применены более чем к ста осуждённым ямальцам, – рассказывает Елена Ворончихина, начальник ФКУ УИИ ФСИН России, полковник внутренней службы, – примечательно, что за всё это время не было совершено ни одного повторного преступления.  

Временным владельцам браслетов строго-настрого запрещается покидать выделенную территорию, как правило, она находится в границах муниципального образования. В ночные часы необходимо быть дома, под запретом посещение мест проведения массовых мероприятий. Устройство не обманешь, на карте видно, где и сколько времени провёл «окольцованный». Если что не так – осуждённому предупреждение. Не понял, всё – на зону.
– С помощью системы выявлено 154 нарушения установленного порядка отбывания наказания, – продолжает Елена Иосифовна. – Только за 2012 год мы направили в суд в отношении 50 человек представления о возложении дополнительного ограничения. 

Нарушение – дорога в тюрьму

Браслет по форме ничем не отличается от обычных часов, вот только времени не показывает. Вместо циферблата тепловой датчик (поэтому устройство носится только на теле, а не в кармане) и передатчик, который фиксирует любую попытку снять украшение особого назначения. Сигнал о нарушении тут же появляется на экране монитора у оператора СЭМПЛ. По словам Артёма Бутенко, неудобств при ношении осуждённый не испытывает, так как ремешки подбираются индивидуально. 
– В случае отказа от ношения браслета мы направляем в суд материал о злостном уклонении от отбывания наказания в установленном порядке и о замене ограничения свободы лишением свободы, – отмечает старший лейтенант.
Но браслет – это лишь часть СЭМПЛ. Вторая состоит из контрольного устройства, оно либо стационарное (СКУ), либо мобильное (МКУ). 
– Стационарное устанавливается дома у объекта и фиксирует время входа и выхода человека из помещения, его нельзя трогать, – разъясняет Артём Бутенко, – если аппарат необходимо передвинуть для того, чтобы, например, вытереть пыль, осуждённый должен сообщить об этом инспектору – устройство предусматривает возможность звонка, на нём также есть кнопка «SOS» для экстренных случаев. МКУ носится с собой, отходить от него нельзя более чем на пять метров. Выбрать то или иное устройство – право инспектора. СКУ, как правило, применяется в отношении лиц, находящихся под домашним арестом. 

Кстати, в 2014 году в списке городов и районов Ямала, где применяется электронный надзор, появятся ещё два муниципальных образования – Муравленко и Пуровский район. 

 

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт