наверх

Покупатель и продавец: на чьей стороне правда?

«ПК» № от 27 февраля 2014
Покупатель и продавец: на чьей стороне правда?

Мотай на ус. Несколько историй, в которые может попасть каждый из нас.

Хотел денег, получил ремонт

Вот уж влип, так влип, думал Павел Иванович, выходя из магазина, в котором месяц назад приобрёл сотовый телефон. Через десять дней после покупки аппарат, заметим, находящийся на гарантии, вдруг начал капризничать, а потом и вовсе отказался работать. Расстроенный мужчина написал претензию с требованием расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Продавец претензию принял и забрал мобильный на экспертизу. И вот спустя двадцать дней Павлу Ивановичу сообщили, что телефон починили, его можно забрать. В магазине незадачливому покупателю вручили акт о выполненном ремонте по гарантии, а на вопрос о возврате уплаченной суммы сказали, что недостаток уже устранён, и права требовать назад денег у него нет. На вторую претензию последовал тот же ответ. Потому и вышёл Павел Иванович из магазина опечаленный – потратился-то немало, а кто гарантирует, что злополучный сотовый вновь не выйдет из строя.

«Могу ли я настаивать на возврате денег, если ремонт проведён продавцом самостоятельно, а моё требование проигнорировано?» – с таким вопросом обратился наш герой в Роспотребнадзор. Там, сославшись на статью 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», мужчине объяснили, что он, обнаружив недостатки в технически сложном товаре в течение пятнадцати дней со дня покупки, был вправе:

а) по своему выбору потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели);

б) потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчётом покупной цены;

в) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

г) потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

А ещё он мог отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Что, напомним, Павел Иванович и сделал. Как заметили специалисты, продавец в данном случае нарушил право выбора потребителя. В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Таким образом, продавец был не вправе самовольно ремонтировать телефон, а был обязан удовлетворить требование о возврате уплаченной денежной суммы, либо решить вопрос, согласовав его с покупателем. Павлу Ивановичу был дан совет: обратиться в суд с требованием о возврате уплаченных за сотовый денег.

Беру тебя в свидетели

Если в первом случае продавец принял претензию, то сейчас речь пойдёт о том, как действовать, если работник торговли отказывается это делать и даже не берёт послание, направленное ему почтой. Как пишет Марина Валерьевна, «есть конверт с почтового отделения, где указано, что письмо возвращено в связи с неполучением адресатом и истечением срока хранения». Она спрашивает, как в этом случае потребовать уплаты неустойки по статье 23 Закона «О защите прав потребителей»?

Вручение претензии, как правило, становится проблемой того лица, которое в этом заинтересовано. По закону неустойка исчисляется за нарушение срока, предусмотренного в случае неудовлетворения требования потребителя. Если продавец не получил ваше требование, исчислять неустойку невозможно, так как не состоялся факт его предъявления, с которым закон связывает возникновение определённых обязательств продавца. Можно передать претензию продавцу в присутствии свидетелей, сделав соответствующую отметку в копии документа. Кроме того, обращение с иском в суд тоже является надлежащим предъявлением требования. Неустойку можно будет считать с момента истечения срока, предусмотренного для удовлетворения соответствующего требования, после получения ответчиком искового заявления. И заявить иск в порядке статьи 39 ГПК РФ в процессе судебного разбирательства. Тем более, если вы представите суду конверт, свидетельствующий, что продавец отказывался получить письмо в досудебном порядке.

Две большие разницы

Автомобиль – отличный подарок супруге на Восьмое марта, решил Пётр Сергеевич и отправился в дилерский центр. Присмотрев подходящую модель, любящий муж заключил договор купли-продажи, в котором была определена цена машины в рублях. В документе также был пункт о том, что продавец вправе в одностороннем порядке изменить стоимость товара, если её увеличит завод-изготовитель. Когда до праздника оставались считанные дни, Пётр Сергеевич узнал, что завод-изготовитель поднял цену на 3 процента и ему надо будет доплатить эту сумму при поставке.

Не надо, говорят знающие люди, изначально условие договора, в котором продавцу предоставляется право в одностороннем порядке увеличить цену товара, незаконно. Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. В данном случае, поскольку обязательство не связано с исполнением сторонами предпринимательской деятельности, а стороной договора является потребитель, одностороннее изменение условий обязательства допускается только в случаях, предусмотренных законом. Нормы действующего законодательства, регулирующие договор купли-продажи, не предусматривают право продавца на одностороннее изменение цены товара.

Фото:Вячеслав ЕГОРОВ
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт