наверх

Помнит сердце, не забудет никогда

«ПК» № от 7 мая 2021
Помнит сердце, не забудет никогда

Пролистаем газетные страницы с воспоминаниями очевидцев

Выдержки из ранее опубликованных статей журналистов «ПК», которые представляют Великую Отечественную и её победное окончание через судьбы салехардцев, большинства которых нет в живых, полезно прочитать вновь с благодарностью за мирное небо и искренней гордостью за державу и наших земляков-героев.

                                                              О Победе услышала первой

Двадцатилетняя Любовь Баженова в военное время после нескольких лет работы в горкоме комсомола была переведена на должность директора окружного Дома пионеров. Год на новой должности, и в трудовой появилась запись: «20 апреля 1945 г. утверждена на работу уполномоченного областного радиокомитета по Ямало-Ненецкому округу». В обязанностях в основном – передать сводки Совинформбюро. Любовь Гавриловна принимала их по ночам и сама читала в эфире.
– Сводку можно было без конца слушать. Начинались последние известия – люди выходили на улицу к установленным на столбах громкоговорителям, – вспоминает она. – В редакциях газет были радиоприёмники. С часу ночи до пяти утра Москва передавала в районные и городские газеты сводку и другую информацию. Читали медленно, как диктант. На приёме каждую ночь сидела женщина, ей было трудно, и мне предложили помогать. Мы стали чередоваться. Я приходила через ночь.
Мне повезло: в ночь с 8 на 9 мая передали сообщение о капитуляции. Я сразу бегом в типографию. Потом домой прибежала, первым делом закричала: «Победа!» Знали уже, что война идёт к концу, но всё равно было приятно, что я первая услышала об этом.

За Победу – фронтовые сто грамм

Алимчан Капшанов отправился на фронт, когда ему исполнилось семнадцать. 1 мая 1944 года переодели в солдатское обмундирование, дали паёк. А вечером 9 мая погрузили в эшелон и отправили на запад. После освобождения городов и посёлков на Белорусском фронте пришлось распознавать шпионов и диверсантов. 
Так и служил Алимчан Моисеевич в Белоруссии до 9 мая 1945-го. Передавали солдатам данные о высадках десантных групп. Не всегда они оказывались точными – приходилось, окружив поляну где-нибудь в лесу, лежать и по паре дней. Узнавались места высадки по приготовленным кучам хвороста: в темноте парашютисты орие­нтировались по кострам. Диверсанты сдавались очень редко и бились до конца. 
Рано утром 9 мая Алимчан с товарищами как раз возвращались с задания – ходили в недельный дозор. Пришли в гарнизон, чтобы помыться, набрать продуктов и немного отдохнуть. Только расположились, почистили оружие, и часов в девять утра пришла новость: война закончилась. От радости не сразу верилось в это – пов­скакивали, оделись, отправились отмечать Победу фронтовыми ста граммами…
Однако военные будни, закончившись для страны, для Алимчана и его сослуживцев продолжались – им предстояло ещё пять долгих лет в Литве воевать с «лесными братьями» и защищать мирное население от бандитизма. 

Настенный календарь как реликвия

Старый буклет 1945 года с красными флагами, салютом в ночном небе попался Сергею Волкову в Тюмени у букиниста.
– Такой же календарик висел у нас в квартире на стене, когда мы с мамой проживали в Киеве. Прошло столько лет… Сохранился! – не скрывая удивления, рассказал известный ямальский журналист.
Он решил перевыпустить старый календарь в год 75-летия Великой Победы, поместив на первой странице портрет отца в армейской форме с надписью: «Пятьдесят три дня оставалось до начала Великой Отечественной вой­ны. Рава-Русская. 1 мая 1941 года». А на последней странице – маленький мальчик рядом с мамой, это он в возрасте пяти лет.
– Это мама пришла в День Победы со словами: «Пошли, Серёжа, сфотографируемся». Был за углом фотограф. Здесь я ещё в школу не ходил, – вспоминает он. – Подпись под фото: «Валентина Волкова и Сергей Волков. 09.05.1945 года и «Павлуша! Мы наконец тебя дождались!». Это про отца.
Отец не любил рассказывать про войну и что пришлось пережить. Сергей Павлович знает, что он участвовал в обороне Равы-Русской, Киева, в Сталинградской битве, под Харьковом, попал в плен и был освобождён союзными войсками.

Конфеты вместо куклы 

– Я жила в посёлке Ныда вместе с отчимом, мамой, двумя её братьями, бабушкой и младшей сестрой, когда вдруг из репродуктора – «чёрной тарелки» – обрушилось страшное известие: началась война! – вспоминала Риорита Разинкина. – На фронт провожали дядю Стёпу и его друзей-физкультурников. В сорок третьем второй мамин брат – дядя Витя – с одноклассниками добровольно пошли на фронт. Он заглянул в детский сад проститься со мной и сестрёнкой, пообещал: «Не плачьте, мы разгромим фашистов, и из Германии я привезу вам куклы с закрывающимися глазами».
Никто из них не вернулся. Радужное детство закончилось. По утрам и вечерам неповторимый голос Левитана сообщал печальные вести с фронта. «Чёрная тарелка» больше не рассказывала сказок о Мухе-Цокотухе, новости были страшно тревожные. Семья переехала в Аксарку. 
9 мая 1945 года наш детский садик наполнился криками – «Победа!». Нас отпустили домой, наградив внеочередными конфетами. Я бежала домой, чтобы угостить родных сладостями. На улицах было много народу, все обнимались, целовались, играли на гармошках, кричали: «Победа!» Фронтовик Иван Ершов на одной ноге и с костылями в руках пел: «Бьётся в тесной печурке огонь…»

Щекурья гуляла до утра

Чёрная тарелка репродуктора, висевшая на стене клуба, вдруг захрипела, и торжественный голос диктора объявил: «Фашистская Германия капитулировала! Победа!» 
Игравшие рядом с клубом дети сначала притихли, а потом с криками со всех ног бросились к колхозному овощехранилищу. Шла подготовка к посадке картофеля, и все взрослые были там. 
– Нам сначала не поверили, – вспоминала Фаина Конева, которой в мае 1945-го было восемь лет, – но потом пришёл председатель и подтвердил: вой­на действительно закончилась. Люди обнимались, целовались, плакали от радости и от горя одновременно. Вдоль центральной улицы поставили столы, у кого что дома было, всё несли. Допоздна пели, плясали под гармошку, вся деревня гуляла. 
Из 63 человек, ушедших на фронт из деревни Щекурья Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа, 47 остались на поле боя.

 

 

Фото:из архива «ПК» и Надежды СЕМЁНОВОЙ
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт