наверх

Чистая река, без хлама берега

«ПК» № от 18 июля 2013
Чистая река, без хлама берега

Ямальские журналисты, представители окружных и муниципальных учреждений совместили приятное с полезным, пройдя по новому, экологическому маршруту «Собь – чистая река. Пусть такой и остаётся!». 

«Черезкаменным» путём 

Эколого-туристический десант был организован региональным департаментом молодёжной политики и туризма и государственным бюджетным учреждением ЯНАО «Ямалтур» и проводился в рамках Года народосбережения и охраны окружающей среды в России. Основными целями поездки были очистка берегов реки Собь от мусора в процессе сплава, пропаганда бережного отношения к хрупкой северной природе.

Катамараны, спасательные жилеты, палатки, спальники – всё это было любезно предоставлено «десантникам» организаторами. Да и сам сплав вряд ли оказался бы таким комфортным, если бы его участников не сопровождали опытные инструкторы под руководством директора Ямалтура Василия Бутько и начальника отдела въездного и внутреннего туризма Андрея Нестерова. 

Небольшое отступление. Река Собь как транспортный маршрут используется людьми сотни лет. Это древний «Черезкаменный» путь, обеспечивавший выход на реку Обь из европейской части России. Здесь проходили русские купеческие караваны. Сначала вверх по Ельцу (река в Коми), затем в районе сегодняшней станции «Полярный Урал» был небольшой волок до реки Собь, по которой можно было спуститься к Оби, а дальше до Обдорска, на Югру, в Мангазею и далее вверх до Тобольска. Но в 1704 году Петром I был введён запрет: чтобы торговые люди не ходили ни этим путём, ни Берёзовом, а только Верхотурьем. И примерно в четырёх километрах вверх от Оби, на реке, в районе сегодняшнего Катравожа, для соблюдения запрета, была построена Собская застава, о которой есть упоминания в письменных источниках 1726 года. Попытки обнаружить место заставы, проводившиеся в прошлом году, результатов не принесли, но поиски будут продолжены. 

По местам, приготовились... поехали!

Заброска проходила в несколько этапов: автомобилями до железнодорожного вокзала, далее воркутинским поездом до станции Собь, где находилась начальная точка водного маршрута. К моменту нашего прибытия плавсредства были уже готовы, и после краткого инструктажа, фото на фоне баннера, призывающего к бережному отношению к природе, мы погрузились в катамараны. 

Управлять катамараном, по крайней мере, на спокойной воде, оказалось совсем не сложно: передние гребут, задние подруливают. Поэтому буквально через пять минут мы уже чувствовали себя настоящими профи.

За несколько дней до сплава организаторы провели разведку, и поэтому заранее были известны места, требующие уборки. По ходу движения участники причаливали к берегу для сбора «урожая», который упаковывался в мешки, выданные экодесантникам организаторами. Около восьми вечера мы прибыли к подножию горы Рай-Из на место ночёвки, где нас ждали горячий ужин и ночлег. Лагерь был организован на пять с плюсом. Уха, шашлыки и оживлённое общение – те, кто не собирался на следующий день на водопады, просидели у костра до утра. 

Марш-бросок к водопаду

На следующее утро, позавтракав, мы двинулись к водопаду. Путь к нему, по глубокому каменистому руслу занял около двух часов. Водопад произвёл сильное впечатление: издалека он казался небольшим ручьём, но вблизи поразил своими размерами и красотой – такие и в Крыму не часто встретишь. Естественно, сделали десятки фотографий на память на фоне водопада и долины реки Собь, на которую отсюда открывался потрясающий вид. Возвращение в лагерь заняло чуть больше времени. На обед были солянка, чай, впечатления.

Второй день проходил уже более спокойно, чувствовалась приятная усталость. От лагеря до места высадки в Харпе – не более трёх часов. Сделав ещё несколько остановок для сбора мусора, мы добрались до посёлка. 

Чистоту измерили в километрах

Для вывоза собранного мусора организаторам пришлось нанимать грузовик из-за отсутствия на берегу в Харпе оборудованного места под ТБО. Специально для этой акции Ямалтуру удалось договориться с администрацией посёлка об утилизации собранных отходов жизнедеятельности людей, но что делать с мусором другим группам туристов – не ясно. 

– Хотелось бы, чтобы на выходе с маршрута в Харпе стояли мусорные баки, тогда люди с большим удовольствием вывозили бы мусор за собой, – высказал пожелание Андрей Нестеров, – во время предыдущего рейда мы набрали с десяток столитровых мешков – банки, бутылки, пакеты. Привезли в Харп и потом долго искали, куда же их определить. В итоге заехали в микрорайон и оставили на контейнерной площадке. Не везти же за шестьдесят километров в Салехард.

Сейчас, по словам Андрея Нестерова, ведётся работа, чтобы организовать утилизационный пункт недалеко от берега, чтобы мотивировать туристов на соблюдение чистоты во время сплава.

Выгрузив собранные за время сплава мешки в «ГАЗель», мы отправились к точке сбора, где нас уже встречала «вахтовка» на Салехард. Итогом проведённой экологической акции стали несколько кубометров различного хлама: пустые бутылки, консервные банки, упаковка, которые были оставлены на местах стоянок нерадивыми туристами. 
По словам организаторов, цели экспедиции достигнуты. Удалось очистить участок реки в 36 километров. Однако данная акция не последняя – в течение лета такие мероприятия будут проводить по мере возможности. 

Подобные акции, по замыслу организаторов, необходимы, они должны привлечь внимание населения к проблеме загрязнения окружающей среды и показать пример бережного отношения к природе Севера, способствовать развитию экологического туризма на Ямале.

Фото к статье
Чистая река, без хлама берегаЧистая река, без хлама берега
Фото:Вячеслав КОНЕВ
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт