наверх

Ямал и Северный морской путь

«ПК» № от 11 августа 2016
Ямал и Северный морской путь

О роли Севморпути губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин говорил на Петербургском экономическом форуме во время спуска на воду нового ледокола «Арктика», отмечая при этом значение строительства порта и заводов сжиженного природного газа в Сабетте и на Гыдане.

Трасса для нефти и газа

В последние годы роль Северного морского пути в индустриальном и экономическом развитии страны начинает возрастать, и скоро будет превзойдён самый удачный для него 1986 год, когда грузооборот по трассе составил почти 8 миллионов тонн. Затем с 90-х годов транспортные потоки катастрофически снизились, а инфраструктура трассы и ледокольный флот стали приходить в упадок. Но рост интереса к Арктике в начале XXI века и реализация проектов по обустройству Ямала, безусловно, реанимируют трассу и создание нового атомного ледокольного флота. 

Генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша говорит, что проекты по добыче углеводородов станут драйвером развития Северного морского пути. Так, в загрузке его западного района ключевую роль играет «Ямал СПГ». Например, с декабря 2013-го по ноябрь 2014 года осуществлено 34 ледокольных проводки судов, а объём перевезённых грузов составил 1,1 миллиона тонн.

С запуском же в эксплуатацию завода СПГ в Сабетте, отмечает глава региона Дмитрий Кобылкин, объём перевозок только сжиженного газа достигнет по трассе 17 миллионов тонн. В объём перевозок войдёт дополнительно около восьми миллионов тонн нефти с Новопортовского месторождения на полуострове Ямал. Всё это превысит объём советского периода в несколько раз! Но, естественно, этим дело не закончится.

Через порт Сабетта предполагают транспортировать нефть, добываемую на месторождениях полуострова Таймыр. Индустриальные проекты в регионе реализуют «Газпром» на шельфе Обской и Тазовской губ, «Газпром нефть», компании «ЛУКойл» и «Роснефть» на шельфе Карского моря и другие. Танкеры с нефтью через Сабетту пойдут по трассе, значение которой в освоении новых месторождений доказывает Дмитрий Кобылкин. Он отмечает, что перспективы развития перевозок углеводородов по Северному морскому пути связаны с освоением Ямала и Гыданского полуострова. НОВАТЭК начинает проектные работы по строительству заводов на Гыдане, они будут производить СПГ из газа Геофизического и Салмановского месторождений, а также Северо-Обского участка.

Грузоперевозки и транзит

Но если транспорт углеводородов начнут в 2017 – 2021 годах, то доставка иных грузов в порт Сабетта уже идёт активно. На Петербургском экономическом форуме директор Арктического и Антарктического НИИ Иван Фролов отмечал, что «мы приближаемся к доперестроечным объёмам грузоперевозок по Северному морскому пути, которые уже в 2015 году составили около шести миллионов тонн». На этом же форуме Дмитрий Кобылкин отметил, что по Северному морскому пути доставляют грузы для строительства порта с причальной стенкой протяжённостью 975 метров, а также грузы и конструкции для завода «Ямал СПГ». Морем транспортируют для него блок-модули, из которых собирают завод. Высота каждого блока превышает 30 метров – это типовая девятиэтажка, а вес достигает 7,5 тысячи тонн – массы 27 железнодорожных составов. Всего, чтобы собрать завод, нужно привезти 500 модулей общим весом более полумиллиона тонн. 

Из Сабетты в 2013 году экспериментальный рейс по Северному морскому пути совершил сухогруз «Капитан Трубин». В июле 2016 года он доставил сюда из Архангельска около шести тысяч тонн грузов. По трассе доставили в Обскую губу терминал для проекта «Ворота Арктики» компании «Газпром нефть», что сделало возможной прямую загрузку нефтью танкеров в районе Мыса Каменного. Старт первому танкеру через «Ворота Арктики» дал Владимир Путин 25 мая этого года.

Также через Сабетту впервые в навигацию 2016 года прошли транзитные грузы в Казахстан. Впервые доставлены в Сабетту установки для строительства гиганта нефтехимии компании «Сибур» в Тобольске, самая крупная часть весит девятьсот тонн и её транспортировка возможна только водой.

Драйвер экономики Арктики

По прогнозам Минтранса, потенциальный объём загрузки Северного морского пути в перспективе может достигнуть 65 миллионов тонн, из них почти 50 процентов составят перевозки через Сабетту.

Особо важно и то, что реализация ямальских индустриальных проектов ведёт к активному экономическому развитию всех прямо и косвенно связанных с ними производств. По словам Дмитрия Кобылкина, индустриальное освоение Ямала создаёт тысячи рабочих мест и   ведёт к участию в проектах многих регионов страны.

– Таким образом, можно сказать, что Арктика – это драйвер экономики, – отметил губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа. Без нового атомного ледокольного флота индустриальное освоение запасов углеводородов Арктики и Ямала станет проблематичным.

Поэтому для реализации проектов расширяют промышленную базу по созданию нового атомного ледокольного флота России. А это десятки институтов, смежных производств, новых рабочих мест.

В интересах транспорта углеводородов в рамках «Ямал СПГ» строят 15 газовозов класса Arc 7, каждый из которых способен пробивать путь во льдах толщиной до двух метров. Если мощности не хватит, то придут атомные ледоколы новой серии проекта 22220, способные справиться с ледяной толщей до трёх метров. Первый из таких ледоколов серии «Арктика» спущен в июне 2016 года на воду, а ещё два – «Сибирь» и «Урал» – строят на ООО «Балтийский завод – Судостроение» в Санкт-Петербурге.

В акватории порта Сабетта работают буксиры ледового класса Аrc 4 «Пур» и «Тамбей», которые построены в Краснодарском крае на производственной площадке ООО «Краншип» для проекта «Ямал СПГ». В «Атомфлоте» создают более мощный ледокол серии ЛК-110Я, способный проводить суда при толщине льда более трёх метров, что обеспечит круглогодичную навигацию азиатского участка Северного морского пути, который открывает Ямал. Его руководство доказывает, что основным фактором расширения Северного морского пути станет загрузка порта Сабетта потоками из других регионов страны, для чего необходима железнодорожная ветка Бованенково – Сабетта, её строительство начато в нашем округе в 2016 году.

В компании НОВАТЭК считают возможным использование терминалов порта Сабетта для многоцелевых перевозок грузов по Северному морскому пути в обе стороны. Если первоначально порт Сабетта рассматривали как важную часть комплекса завода «Ямал СПГ», то сегодня: 

– Морской порт Сабетта мы рассматриваем намного шире, чем просто порт для транспорта СПГ, – подчёркивает Дмитрий Кобылкин. – Сабетту можно использовать для различных грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте, как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Северного морского пути. 

Порт Сабетта создаёт экономические основания для развития всей инфраструктуры Севморпути и обеспечения круглогодичной навигации. В целом значение порта и завода СПГ в Сабетте вышло за рамки сугубо регионального проекта, став общегосударственным, роль которого возрастёт при завершении проекта «Северный широтный ход».

Фото:Артём ТЫТЮК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт