Новые технологии повлияли на оперативность, зарплату и не только
Салехард стал первым городом на Ямале, где заработал геосервис по уборке снега. Инновационный проект действует в рамках нацпроекта «Цифровая экономика».
Такое внедрение цифровых технологий в коммунальную инфраструктуру позволяет обеспечить автоматизированный контроль за работой техники и делает управление городским хозяйством более эффективным.
Более года назад
Публичный геосервис «Уборка снега» был развёрнут в 2020 году. Предварительно департамент информационных технологий и связи, департамент транспорта и дорожного хозяйства автономного округа и администрация Салехарда протестировали представленные на рынке программные продукты. Выбор пал на российские комплексы ActiveMap GIS и AutoMap GS. Первый при помощи навигационных технологий осуществляет онлайн-трансляцию движения транспортных средств с ретрансляцией в Единую картографическую систему (ЕКС) ЯНАО. Вся информация архивируется. Данные по уборке снега находятся в свободном доступе. Любой желающий, пройдя по ссылке karta.yanao.ru, может в режиме реального времени посмотреть, сколько техники задействовано в уборке снега и на каких маршрутах она находится. Комплекс AutoMap GS предусматривает планирование и контроль производства работ по содержанию территории города.
Геосервис ЕКС пока доступен только в зимний период. В дальнейшем будет использоваться круглогодично. Новая система развёрнута на мощностях регионального Центра обработки данных, который обеспечивает меры по предупреждению нештатных ситуаций, в том числе наличие резервного электропитания.
Плюсы новой программы
«Иными словами, это программа для управления подрядными организациями по содержанию территории города», – пояснил замглавы города по транспорту и городскому хозяйству Алексей Пекарь. Регулирование теперь происходит в режиме онлайн, что в разы оперативнее прежней практики. Это главный плюс для заказчика работ по содержанию улиц, дорог, парков, скверов, детских площадок. «Если раньше на выдачу замечаний уходило от двух до четырёх дней, то сейчас они моментально поступают на предприятия, где с их учётом формируется график работ на ближайшие двое суток. Аварийные случаи – сломан дорожный знак, повреждено ограждение и т. п. – должны быть исправлены за сутки. Помимо этого, сотрудникам управления теперь нет необходимости выезжать для контроля исполнения работ, как было раньше. Подрядчик присылает фотографии как подтверждение, выезжаем на место только, когда возникают какие-то вопросы», – рассказал начальник управления транспорта и городского хозяйства Алексей Нога.
Алексей Витальевич показывает на экране компьютерного монитора фото сломанного дорожного ограждения с указанием времени – 9:58. Здесь же фото уже исправленного участка – в 10:25. «Сварщик потратил полчаса на выполнение задания и прислал снимок, где видно качество работы, а значит, нам проверять на месте нет необходимости. То же самое с дорожными знаками, которые повредили февральские метели. При прежней системе, после первоначальной проверки ситуации в городе, а она занимала почти весь рабочий день, нужно было оформить её результаты и выдать предписания на исправление. Подрядчик зачастую получал документ только к концу недели. Затем мы ждали официальный ответ об устранении поломки, его курьер доставлял через двое-трое суток. И только после этого выезжали на место проверить качество выполненной работы. А если случалась новая метель, то проверять уже было нечего, непогода приносила новые поломки и снежные замёты... Естественно, снижался процент выполнения, что в итоге негативно влияло на финансирование предприятия. Сегодня же из ста заданий выполняется 98 – почти идеальный результат. И люди почувствовали контроль, увеличилась производительность труда. С ноября 2020 года мы работаем в этой программе, и отзывы о ней только положительные», – отметил Алексей Нога.
А что подрядчики?
Положительно отзываются и подрядчики. Для них работа в этой программе – одно из условий получения финансирования по контракту с муниципалитетом. АО «Салехарддорстрой» отвечает за дороги. ООО «СТРОЙ-ПИК» – за уличное освещение. ООО «АВЕТО», ИП Епанечников А.В., ИП Лукашов А.Н. – за содержание парков и скверов с разделением на участки.
Первым в ноябре зашёл в новую программу Салехарддорстрой. Это их мини-погрузчики, погрузчики, самосвалы, снегоочистители, тракторы, автогрейдеры мы видим на платформе ЕКС. «Мне как руководителю, а также начальникам подразделений легче стало контролировать работу, – отметил директор предприятия Михаил Болдессари. – В реальном времени видно, где находится техника, что она делает, какой объём снега вывозит. Это позволяет оперативно формировать отчёты в конце месяца для сдачи выполненных работ и получения за это денежных средств по муниципальному контракту».
Вся техника, которая есть у предприятия именно для зимнего содержания дорог, работает в этой программе. Каждому водителю выдали смартфон, на котором специальное приложение позволяет в течение дня общаться со своим начальником подразделения, не встречаясь лично, – все задания работник получает по гаджету, например, убрать сформированные ночью снежные кучи на улице Подшибякина. Поехал, сфотографировал первоначальную обстановку, загрузил снег в кузов, снова заснял. Следующая «фотосессия» на полигоне уже выгруженного кузова. Только после того как фотографии переданы по мобильному приложению, засчитывается выполнение задания. Иначе программа не снимет задачу. Также по уборке остановочных павильонов, очистке урн, восстановлению дорожных знаков, ограждений, работы светофоров, вышедших из строя. Кроме того, специальный видеорежим на смартфоне позволяет в реальном времени видеть состояние дорог, по которой едет патрульная снегоуборочная машина. Контролирует всю эту работу диспетчер.
По словам Михаила Болдессари, работники нововведение воспринимают как некий квест, а значит, есть интерес. И сфотографировать надо правильно, только с определённого ракурса, по образцу, которому надо следовать. Это не сразу получалось, и не все были готовы к переменам. Но, когда большинство делает, подтягиваются и остальные. «Мы в месяц выполняем до полутора тысяч заданий. Раньше было не важно, 60 кубов снега ты вывез или 70, сейчас наоборот. С 2021 года действует новый муниципальный контракт на три года. Благодаря ему на предприятии ощутимо выросли зарплаты. Люди стали получать за работу в ночное время. Сотрудник заинтересован – премия в конце месяца тоже зависит от количества выполненных заданий. И предприятие может планировать свои доходы и расходы на долгосрочный период. Чтобы получить всю сумму, запланированную контрактом, надо вывезти 90 тысяч кубов снега за месяц, и мы с этим справляемся. Хорошо, что эта программа у нас есть? Да. Мы её получили бесплатно от округа. Некоторые предприятия в больших городах покупают её, а это немалые деньги. Мы рады быть первыми, теперь на окружных совещаниях нас ставят в пример. Говорят, смотрите, Салехарддорстрой смог», – перечислил плюсы Михаил Болдессари.
А сварщик пятого разряда Талгарбек Эрмеков с удовольствием отметил, после того как приварил дорожный знак, что теперь работа его видна и на предприятии, и в администрации. Направили на обучение, зарплату повысили – доволен, но не всё измеряется деньгами, благодарность начальства за качественную сварку – дополнительный стимул. Работа Талгарбеку нравится, и никакие тёплые кабинеты ему не заменят настоящий мужской и даже где-то творческий труд.
Участвуя в пилотном проекте, Салехард дал старт созданию в округе единой службы диспетчеризации. Помимо ямальской столицы, в программе работает Надым, готовится к включению в систему Лабытнанги. Другие муниципальные образования присоединятся по мере их готовности.
Кстати, наш небольшой северный город внедрил эту программу наряду с такими миллионниками, как Москва, Санкт-Петербург и Казань.