наверх

О трудовой победе в набросках

«ПК» № от 25 марта 2021

Один день в рисунках ямальского писателя Ивана Истомина

Известный в нашем городе старожил Геннадий Сысолятин вспоминает, как пять лет назад, просматривая в читальном зале МВК им. И.С. Шемановского фотодокументы 501-й стройки, наткнулся на пожелтевшую от времени папку. 

В красном и зелёном цветах

Внутри был альбомный лист с пятью рисунками с двух сторон. На них – финишная лента в арке, звезда, флаги и лозунги на трибуне, паровозе – всё красного цвета. Ёлки у трибуны, арки и на паровозе – зелёные. Об этой находке в своей книге «Салехард. Отдельные страницы истории» Геннадий Сысолятин пишет: «Рукою Ивана Григорьевича Истомина, корреспондента окружной газеты «Няръяна Нгэрм», вверху карандашом сделана надпись: «Открытие железнодорожной станции «Салехард» – 31.07.49 года (рисунки по памяти). И личная авторская подпись». 

Литературное творчество «первого певца Ямальского Севера» знакомо многим, реже встречаются упоминания о нём, как о художнике. Несмотря на перенесённую в детстве тяжёлую болезнь и последовавшую за ней инвалидность, Иван Григорьевич неплохо рисовал и хотел стать профессиональным художником. Карандашом, тушью, красками изображал родное село Мужи, природу, рыбаков, охотников. Три работы маслом на холсте выставлены в художественной коллекции окружного музея: «Арест Ваули Пиеттомина», «Выкуп аманата» и самая известная – «Ленин на Ямале».

Отрапортовали вовремя

Открытие станции «Салехард» Строительства № 501 железной дороги Чум – Салехард – Игарка и прибытие первого паровоза с мыса Корчаги краевед считает грандиозным событием. 

«О досрочном выполнении задания ко Дню железнодорожника областная и окружная власть немедленно доложила в Москву. Но ни в газетах, ни по радио страна не узнала о «новой трудовой победе» заключённых в далёкой лесотундре Приуральского района. За Полярным Уралом всё шло своим чередом» – читаем в книге краеведа.

По случаю открытия станции горожан пригласили на митинг. Желающих катали на паровозе до станции Полябта. Торжество проходило в районе депо Второго отделения. На карте современного Салехарда это перекрёсток улиц имени Василия Подшибякина и Республики.

Раз стройка была секретной, как отмечает в своих воспоминаниях старожил города, то фотографировать не разрешалось. Но сохранилось несколько снимков с коротким пояснительным текстом, сделанных штатным фотографом, и рапорт строителей. Всё это надолго и надёжно легло на сохранение в фонды Государственного архива страны. Они стали доступны только через много лет, и вот как описывает Геннадий Сысолятин свою находку: «Одна из фотографий – «Митинг строителей на окраине Салехарда». Второе историческое фото – «Открытие железнодорожного вокзала в Салехарде 30 июля 1949 года». Да, в архивах совсем не густо! На то и секрет». Но в памяти салехардских старожилов это событие осталось ярким воспоминанием из далёкого детства. 

Запомнил, изобразил, сохранил

Детали на беглых набросках Ивана Истомина, убеждён краевед, могут рассказать о многом. На одном из них – вид с вокзала станции: по железной дороге от семафора идёт паровоз с составом. Взрослые и дети катаются на четырнадцати открытых платформах. 

В центре рисунка – три из шести железнодорожных веток станции. На главной, второй ветке пути до Надыма установлена высокая деревянная арка со звездой и флагами, внизу ёлки и красная финишная лента. Справа от арки – трибуна. Геннадий Сысолятин обращает внимание, что на рисунке народа нет, для художника это не главное. Важнее само событие и декорации оформления торжества.

На следующем наброске – трибуна для выступления руководства Главного Управления и Политотдела 501-й стройки, представителей окружной и городской власти, специалистов и вольнонаёмных. Пририсованы ели, лозунг, в центре и по бокам портреты руководителей страны. Вместо их лиц в квадратах – фамилии.

Продолжение сюжета, выстроенного Иваном Истоминым, который оказался свидетелем происходящего, на обороте листа. «Видимо, он отошёл от арки. С этого места видно приближение паровоза с составом к красной финишной ленте. Наверху лозунг: «Привет строителям Заполярной дороги!» – пишет краевед.

Обращает на себя внимание здание барачного типа. Это временный вокзал, на котором можно разглядеть фонарь и вывеску: «Станция Сале – Хард». Так писали в то время название города. Барак простоял до начала восьмидесятых годов. После ликвидации стройки в нём жили люди. Однажды во время ремонта жильцы обнаружили над дверями под обоями деревянные таблички с красиво вырезанными надписями: «Багажное отделение», «Зал ожидания», «Камера хранения», «Касса».

Возвращая нас к рисункам, Геннадий Сысолятин акцентирует: «Истомин поставил свою подпись. Он знал наверняка, что за это «художество» ему грозила статья о разглашении секретной информации о стройке. Но всё обошлось, и рисунки со временем стали доступны. Проморгали, однако, служивые, творчество «хитрого зырянина».
 

Фото к статье
О трудовой победе в наброскахО трудовой победе в набросках
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт