наверх

От недугов – верхом на лошади

«ПК» № от 1 октября 2021
От недугов – верхом на лошади

С возможностями иппотерапии Салехарду повезло

Всё началось с претворения давней мечты в реальность. Она оказалась завораживающей для людей, влюблённых в грациозных животных и стремящихся сделать мир добрее. А ещё помочь облегчить боль и почувствовать себя в этой жизни на коне.

Досуг с конными прогулками

Для Марианны Поляковой, давней поклонницы конного спорта, занимавшейся когда-то конкуром, случайная новость о том, что в пригороде Салехарда есть лошадиная ферма, в большей степени удивила и, конечно, обрадовала. Решила разузнать, кто её хозяин и для чего он разводит лошадей.
Как оказалось, находится ферма в двух километрах от стелы «Полярный круг». Владелец, Симон Васильев, – бывший сотрудник правоохранительных органов, в Салехард перевёлся в начале двухтысячных из Шурышкарского района. После выхода на заслуженный отдых решил организовать крестьянско-фермерское хозяйство, основной вид деятельности которого – разведение лошадей. Была мечта – проводить для детей и взрослых сеансы верховой езды, а люди с ограниченными возможностями здоровья могли бы проходить курсы иппотерапии, то есть лечения и реабилитации с помощью лошади. Идею одобрила администрация города. Были некоторые сложности с землёй и деньгами, но Симон Анатольевич готов был рискнуть. В 2014 году заключил с городом договор аренды участка, построил конюшню, гараж, сенохранилище.

Чтобы у салехардцев появился ещё один вид досуга – конные прогулки в окрестностях города, животных надо было подготовить к работе под седлом. Выросший в чувашской деревне Уразкасы, Симон Васильев с детства был окружён лошадьми и знал, как их воспитывать. Но для проведения иппотерапии, как он признавался, нужны были специальные знания. Получить их удалось в республиканском центре иппотерапии для детей и взрослых в Уфе. А ещё нужно было снаряжение, имеющейся амуниции для занятий с детьми не хватало. Требовались немалые средства и на корм, поэтому развернуться на полную мощь пока не получалось.  
– Когда мы познакомились, у него было восемь лошадей, – рассказывает Марианна. – Как волонтёры помогаем всей семьёй чем можем: с закупкой корма и амуниции, с расчисткой копыт, медицинскими препаратами для лошадей и лечением. На «земле» у меня много ветеринаров хороших осталось, они консультируют. Сама ставлю уколы лошадям, обрабатываю раны и копыта.

Для проведения конных прогулок и занятий по иппотерапии Симон Анатольевич уже имел удостоверение после курсов повышении квалификации по адаптивной верховой езде отделения дополнительного образования Института экономики и сервиса Уфимского государственного нефтяного технического университета совместно с республиканским Центром иппотерапии для детей и взрослых. 
– Нам объясняли, как работать с людьми, у которых, например, аутизм или детский церебральный паралич. Упражнения и длительность курса подбираются индивидуально, исходя из диагноза и степени сложности заболевания, – поделился Симон Анатольевич. – Вместе с инструкторами мы проводили занятия. Я пообщался с родителями, которые приводят туда детей. Все отмечают положительный эффект, в первую очередь улучшение психоэмоционального состояния и моторики. 

Под иноходь по кругу – держать спину

На ферму, как только прослышали о ней жители города, стали приезжать и взрослые, и семьи с детьми. Были и ребята с ограниченными возможностями здоровья, но пока ферма могла работать только как контактный зоопарк. Чтобы серьёзно приступить к иппотерапии, необходимо было докупить снаряжение – обычные сёдла для реабилитационной верховой езды не подходили, а ещё нужны были шлемы и защитные жилеты. 
– Мы с дочкой впервые приехали сюда, узнали от знакомых о существовании такой фермы. Честно говоря, не ожидал, – делился впечатлениями Евгений Шабанов, папа трёхлетней Тани. – Как-то привыкли все, что раз Север, то обязательно должны быть олени, а здесь столько разных животных. Ребёнку понравилось, да я и сам в восторге, думаю, это не последнее наше посещение. Было бы здорово, если бы ещё была верховая езда.
Сначала работали два инструктора по иппотерапии: Симон Васильев и Елена Горина, приезжавшая на ферму по выходным из Лабытнанги. А когда волонтёр Марианна Полякова отучилась на московских курсах в 2018 году, удалось охватить больше ребят. Сейчас уже более тридцати детей приобщены к иппотерапии, в том числе два ребёнка из Лабытнанги. Но из-за удалённости фермы от города Марианна понимала, что часть ребят, в семьях которых нет личного транспорта, не могла попасть на занятия. И тогда возникла идея оборудовать площадку в черте города. 
– Обратилась к главе Салехарда через соцсети с просьбой о предоставлении пустыря на берегу реки Шайтанки при пересечении улиц Карла Маркса и Сенькина. Здесь прошлым летом я занималась с молодой лошадью. Но из-за ограничительных мер я не имела права проводить занятия, просто объезжала её, – вспоминает моя собеседница. – В то время и возникла мысль: если поставить забор, обеспечить безопасность, то можно и заниматься с детьми. Мне посчастливилось – вопрос с землёй помогли решить очень быстро.
Даже простое катание на лошади имеет благотворный, целительный эффект. Об этом известно давно. Удалось найти поддержку на уровне региона. Так, проект Марианны Поляковой по организации «Иппотерапии в шаговой доступности» в номинации «Рождённые помогать» стал победителем первого окружного конкурса добровольческих инициатив, который является частью масштабного проекта «Гранты от губернатора». Выделенные средства позволили заключить договор с подрядчиками, закупить стройматериалы и поставить необходимые ограждения. Уже с середины июня этого года Марианна начала заниматься с детьми иппотерапией бесплатно. Оплатить аренду лошади, а её содержание на Севере из-за закупок сена является довольно-таки дорогим, помог спонсор.
Есть замечательные идеи родителей. Так, Олеся Витязева, мама особенного ребёнка Дмитрия (она тоже в числе волонтёров), предложила в рамках регионального проекта инициативного бюджетирования «Уютный Ямал» установку манежа для проведения иппотерапии в салехардской частной конюшне. Это позволило бы не прерывать занятия из-за погоды, которая в Арктическом регионе отличается суровостью и непредсказуемыми изменениями даже в течение дня, а стабильная работа с ребятами и последовательные нагрузки для лошади – это залог положительного результата.
– Известно давно, что иппотерапия – одна из форм лечебной физкультуры, которая использует общение с лошадью и езду верхом в качестве средства реабилитации, адаптации, воспитания и иногда даже лечения. Для наших детей с инвалидностью это необходимо. Сейчас на частной конюшне занимаются семь-восемь детей с диагнозами «детский церебральный паралич» и «аутизм». За год уже виден прогресс – ребята лучше держат спину, научились общаться с животными, чувствуют себя более спокойно, – отмечает автор проекта. 
По её словам, грантовые средства пошли бы не только на создание и обустройство помещения для занятий, но и на обучение специалистов. С ребятами тогда занимались три волонтёра, прошедших специальное обучение по направлению «инструктор иппотерапии». 
Тест на волонтёрство пройден

Такой возможности сама Марианна Полякова ждала полтора года. Курсы в Москве, которые организовывает Федерация конного спорта, дорогостоящие. К тому же надо было оставить работу на две недели. Когда встал вопрос, как обучить группу волонтёров, желающих заниматься с детьми иппотерапией, решили попытаться организовать обучение на месте с приглашением столичных профессионалов.
Единственным спонсором, кто помог осуществиться таким смелым задумкам – оплатил специалистам из Москвы и Санкт-Петербурга билеты на самолёт, проживание в окружной столице и обучающие курсы, стал супруг. Он предприниматель и всецело разделяет с Марианной любовь к грациозным животным, поэтому вновь решил её поддержать. О приглашённых профессионалах Марианна отзывается с нескрываемым почтением и уважением: «Это первые лица, которым известны все новейшие тенденции мировой и европейской иппотерапии». 
К примеру, Юлия Слепченко, руководитель проектов адаптивной верховой езды, вице-президент Национальной федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта, доктор остеопатии, провела глубокий курс лекций по воздействию импульсов, передаваемых на нервную систему человека, в частности, ребёнка. Тренер международного класса по конному спорту, также руководитель проектов адаптивной верховой езды, эксперт НФ ИАКС из Санкт-Петербурга Ирина Вишневская предложила курсы по подготовке иппотерапевтических лошадей, а также провела тестирование и отбор наших животных.
– Знаете, Санкт-Петербург хотел их приобрести, они им очень понравились: хорошо воспитаны, у них прекрасное отношение к людям, им можно доверять – в них нет примеси спортивных лошадей. Это большой-большой плюс, – признаётся наставник-волонтёр. – Лошади-аборигены, род которых не смешан ни с какими другими породами, являются прекрасными носителями эмоционального отношения, то есть абсолютно не агрессивны и положительно настроены к человеку. 

Члены Федерации согласились провести блицобучение – за неделю выдать важную и нужную теорию вкупе с практикой. Занятия прошли в сентябре на ферме Симона Васильева. Если было холодно и сильный ветер, слушали лекции, отрабатывали всё в помещении, а как только погода позволяла, сразу выходили в поле.
Среди восьми учеников-волонтёров – любителей лошадей и наездников, оказались врачи, журналисты и педагоги, в том числе и сам Симон Васильев решил повысить свой уровень подготовки. Елена Горина, социальный педагог из Лабытнанги, давно увлекается конным спортом, и тоже согласилась пополнить свои знания, хотя прошла курсы на одном из конезаводов. В числе добровольцев – сотрудник журнала «Ямальский меридиан» Наталья Колбина, у которой, как она призналась, тёплые чувства к лошадям с детства.
– Пока девочки играли с куклами, я играла в лошадок и мечтала о своей. Есть фотография, где я в два года уже сижу верхом на пони. Потом папа возил в пригородный конный клуб. Случайный разговор привёл меня в конюшню практически рядом с домом, после окончания школы жизнь снова подарила мне счастье быть частью коллектива конного клуба. А потом переезд на Север. До этого разведка донесла, что здесь точно есть лошади, да и город маленький, всё близко. Нашла работу, устроилась, и вперёд. Хозяин фермы позволил приходить, помогать, и всё закрутилось.
Изначально девушка воспринимала лошадь как друга со своим характером, поэтому коноводом чувствовала себя спокойно. Наталья признаётся, что предложение попробовать себя в качестве инструктора испугало: «Вдруг ребёнок откажется идти на контакт или я не смогу его успокоить. Сейчас это проходит, желание помочь куда больше страха. Тем более у нас такая команда. Волонтёрство – это от души». 
Посмотреть на лошадей совершенно другим взглядом, как на инструмент, приносящий колоссальную и ничем не заменимую лечебную терапию, физическую и психологическую, для особенных детей, удалось после общения со специалистами во время семинара. 
– За неделю мы получили такой объём информации, что до сих пор осмысливаем и отрабатываем на практике. Нам скорректировали посадку наездника; провели езду с закрытыми глазами, она погрузила в состояние особенных посетителей, которые бывают у нас на ферме. Это невероятно, – делится впечатлениями Наталья Колбина. – Типичные ошибки на видео разбирали совместно. В работе столько тонкостей, моментов взаимодействий, необходимости знаний и постоянного роста, что я ловила себя на мысли, неужели и я часть всего этого. Испытывала чувство, что сегодня я помогла и принесла пользу – день действительно прожит не зря. После курсов и разбора с самого нуля, как же всё работает, хочется каждое следующее занятие скорректировать и сделать лучше. Это большая удача пройти такие курсы. 

Цель – Параолимпиада

В мире конного спорта, а тем более адаптивного, нет случайных людей. По негласным внутренним законам они всегда поддерживают друг друга и помогают в трудных ситуациях. Возможно, и здесь сработал этот принцип, когда специалисты из Москвы и Питера, оставив свою работу, семьи, пропустив соревнования и фестивали, приехали к нам, на Север, убеждена Наталья.
– Мы благодарны настолько, что словами трудно выразить, – призналась моя собеседница. – К примеру, у меня нет медицинского образования, поэтому сложно дался раздел про заболевания, стадии болезни лошадей. Но я была готова к тому, что ничего не даётся так просто. 
Курс лекций медицинского аспекта, как провести тренировку с максимальной пользой, провёл Александр Денисенков, невролог-генетик, президент Национальной федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта. Он также пообщался с двумя ребятами, которые занимаются иппотерапией около трёх лет, – Дмитрием Витязевым и Абдуллой Абдуллоевым. Они прекрасно себя проявили и прошли тестирование на возможность в дальнейшем принимать участие в параолимпийских состязаниях. 

Представитель России в европейской Федерации по иппотерапии адаптивного конного спорта Вера Еланская, которая сопровождает российских параолимпийцев для участия в чемпионатах Европы, помогла в составлении карт и предварительных протоколов по подготовке ребят к декабрьским соревнованиям, которые пройдут в Москве. Большая работа предстоит по приведению к заданным параметрам поведения лошадей для выполнения первого уровня состязаний – выездке. А как настроены ребята? Вот что рассказывает мама Дмитрия Витязева Олеся Валерьевна:
– Дима очень рад, что сможет попасть на соревнования. Он давно об этом мечтал: хотел профессионально заниматься верховой ездой для параспортсменов и выступать на соревнованиях и, возможно, когда-нибудь выступить на Параолимпийских играх. А пока Дима отрабатывает элементы выездки и закрепляет схему маршрута.
В течение лета на мини-ипподроме прошло более ста занятий с детворой, трижды в неделю при хорошей погоде. Многие горожане могли и не видеть их, так как всё происходило в рабочее время. А самой Марианне приходилось оставлять основную работу и спешить, чтобы подготовить лошадку для занятий и встречать ребят. И при этом главной движущей силой, конечно, оставался энтузиазм, подкрепляемый спонсорской и грантовой поддержкой. В какой-то момент просто незаменимой оказалась помощь главы города Алексея Титовского.
– Летом встал вопрос, чем кормить лошадь, живущую в городе, – вспоминает Марианна. – На ферме лошадки могут попастись на травке, а мне когда её выгуливать – надо бежать утром на работу. Алексей Леонидович лично помог с решением этого вопроса, нам привезли два рулона сена из Аксарки. Теперь лошадь я могла из конюшни смело забирать, зная, что её есть чем кормить, и мы смогли отработать все наши занятия абсолютно бесплатно.
Начало учебного года внесло коррективы в летний график – у детей уроки, а кого-то реабилитационные мероприятия, поэтому встречи перенесли на выходные. При полной нагрузке в день получается провести только четыре занятия, на пятом – лошадь уже устаёт, это известно и по определённым нормам безопасного эксплуатирования животного. Здесь, на берегу Шайтанки, целительное общение с лошадкой, пусть и с первоначальным преодолением страха и неуверенностью, продолжилось до конца сентября. Сейчас занятия для детей по иппотерапии идут на ферме, чтобы убеждать вновь и вновь: возможности – ограничены, а способности – безграничны.

 

Фото к статье
От недугов – верхом на лошадиОт недугов – верхом на лошадиОт недугов – верхом на лошадиОт недугов – верхом на лошадиОт недугов – верхом на лошади
Фото:из архива Марианны ПОЛЯКОВОЙ и Надежды СЕМЁНОВОЙ
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт