«Нет» – социальному сиротству! – такой клич кинуло государство регионам. Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин утвердил программу по сокращению количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Жизнь ребёнка – самое ценное, и она по определению должна быть благополучной. К сожалению, не все родители это понимают и лишают своих сыновей, дочерей полноценного детства. Как с этим бороться? Государство пытается найти ответ, но не всё так просто, ведь взрослых людей, если они сами этого не захотят, нельзя научить или заставить любить своих детей, относиться к ним с уважением, с заботой. Поэтому и случается порой так, что маленький человек остаётся один в огромном мире. Причём при живых мамах и папах. Крайняя мера – лишение родительских прав. И тогда забота о юных гражданах ложится на плечи государства.
«Лига помощи» – так называется ямальская программа по профилактике семейного и детского неблагополучия, социального сиротства детей, утверждённая губернатором. Цель, которую преследуют власти в новом документе, – сокращение численности ямальцев, ограниченных в родительских правах либо их лишённых, ранняя профилактика семейного и детского неблагополучия, сохранение семьи для ребёнка. Иными словами, ситуации, которые грозят детям одиночеством, необходимо предупреждать, не допускать. Но как это возможно на практике?
Во-первых, предполагается усовершенствовать комплексную систему социальной адаптации и реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Во-вторых, активно внедрять в деятельность учреждений и ведомств инновационные формы и технологии работы, развивать межведомственную систему подготовки специалистов по работе с такими семьями.
Сегодня в округе 765 семей и более 1400 детей находятся в социально опасном положении. Около 1300 юных ямальцев остались без попечения родителей, более 200 мам и пап лишены родительских прав или ограничены в них, порядка 6300 семей пользуются услугами учреждений социального обслуживания населения автономного округа.
О ситуации в Салехарде рассказала заместитель начальника управления воспитательной работы и социальных гарантий детства, начальник отдела опеки и попечительства департамента образования администрации города Татьяна Котова:
– На сегодняшний день в социально опасном положении находятся 43 ребёнка, но это число постоянно меняется. Детей, оставшихся без попечения родителей, но которые находятся под опекой родственников, – 105, в приёмных семьях – 35. Кроме того, у нас на учёте состоят несовершеннолетние, обучающиеся в Ямальском многопрофильном колледже. Ребята приезжают учиться из других муниципалитетов и находятся на нашей территории без опекуна, поэтому их интересы представляет наш орган опеки и попечительства. Мы принимаем их на учёт и контролируем, как их обслуживают учебные заведения: выплачивают ли им стипендии, предоставляют ли питание, проживание в общежитие.
– Татьяна Васильевна, главный предполагаемый результат реализации губернаторской программы – снижение числа отказов от новорождённых, сокращение количества лишений отцов и матерей родительских прав. Как можно добиться этого?
– Мы должны переориентироваться на работу с семьями, которые находятся в трудной жизненной ситуации. То есть обнаружить их как можно раньше и помогать не когда семья уже оказалась в социально опасном положении, и уже встал вопрос о лишении родительских прав, а когда ещё только появляются первые звоночки неблагополучия. Бывает, неравнодушные граждане, сообщают, что такие-то родители были замечены в употреблении спиртных напитков, а ребёнок в это время находился без присмотра. Или педагоги, если, например, ученик неоднократно приходит в школу неопрятный, спит на уроке. Значит, необходимо выяснять, что происходит в семье. Но по Конституции РФ жилище неприкосновенно, и далеко не все граждане ждут нас с распростёртыми объятиями. Чаще мы слышим: не лезьте в нашу семью, мы сами разберёмся. Но дети не должны страдать, поэтому нам необходимо наладить именно профилактическую работу. Правда, пока для этого не хватает ни полномочий, ни штата – всего шесть сотрудников почти на 12 тысяч детского населения. Но планируем привлечь специалистов различных структур, ответственных за благополучие детей – из сфер образования, медицины, социальной, правоохранительных органов. При активном взаимодействии, думаю, работа наладится.
– Татьяна Васильевна, как раз этот момент настораживает многих родителей.
– Понимаю, о чём вы говорите, – о необоснованных изъятиях детей из семей, примеры чего известны в мире, и в России в частности. Таких случаев в Салехарде не было и, надеюсь, не будет. Мы за то, чтобы ребёнок рос с кровными родственниками. К тому же, если органы опеки всё же принимают решение об изъятии, то извещают об этом прокуратуру в течение суток. По данному факту изъятия сразу же проводится проверка.
Следует отметить, что за последние годы в округе наметилась тенденция к снижению общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так что можно смело надеяться, что курс взят верный, а благодаря своевременному вмешательству, возможно, нерадивые родители задумаются и не станут рушить жизнь маленькому человечку.