наверх

Горькая ягода на холсте

«ПК» № от 19 ноября 2015
Горькая ягода на холсте

– Попробуйте лучше мою рябиновку. Не бойтесь, я непьющий художник, – смеётся Василий Михайлович. К тому же сегодня за рулём.

Любитель устраивать выставки своих работ, салехардец с двух лет – не редкий гость на страницах «ПК». Сегодня повод иной – 65 исполняется 22 ноября.

Мастерская художника, пропитанная запахом красок. На стене портрет друга, коллеги, с которым они в прошлом веке организовали на улице Салехарда первую в городе художественную выставку. Рядом северный пейзаж дочери Дарины. Авторская работа, выполненная в не­обычной для художника технике, отчего изображённый на холсте местный храм Петра и Павла кажется особенно светлым. В центре мастерской – незаконченная картина.

– Это река Обь, – говорит мастер, – ещё будут чайки.

Мы садимся возле картины, практически на берегу Оби. Разговор возвращается к рябине. Лет пять назад ямальский скульптор Геннадий Хартаганов посадил возле своей избушки в посёлке Питляр рябину, которая дала плоды как раз после приезда туда нашего юбиляра, во всяком случае, так ему сказал питлярский житель. С тех пор художник угощает своих гостей вареньем и настойкой из горьковатой на вкус ягоды. Интерес к ней, кстати, не только гастрономический, художник за свою насыщенную творческую жизнь написал не один рябиновый натюрморт и пейзаж.

Рыбная тема сродни рябиновой. Одна из последних работ – «Рыба и сихиртя». На большой рыбе плывут четверо представителей этого легендарного народа, по преданиям жившего под землёй.

На другом холсте рыбак, очень похожий на автора картины. Но собеседник наши подозрения развеял: говорит, просто рыбак.

– Мне недавно предложение сделали об участии в создании «рыбной» галереи, из картин на эту тему. Вообще проект на стадии разработки, поэтому говорить пока рано. Лучше я вам расскажу, как мои знакомые москвичи рыбачили в здешних местах.

Василий Михайлович во всех красках, на то он и художник, поведал, как на пути к Питляру у одной лодки заглох мотор, который всегда работал, как часы, как на буксире шли всю ночь со скоростью девять километров в час. Как в темноте долго кружили на одном месте, удивляясь, почему так далеко оказался Питляр – 19 часов плыли. Чуть не попали под корабль, проходящий мимо. Налетели на мель, отчего заглох мотор у второй лодки... Пятеро москвичей, среди них известный писатель и бывший мэр одного из городов России, привыкшие к отдыху на Канарах, были в восторге от ночных приключений, а потом от грибной охоты, рыбалки...

– Мы ещё так хорошо не отдыхали, сказали они, уезжая в столицу, – вспоминает наш рассказчик, продолжая развлекать забавными случаями уже на охоте и выполняя своё обещание не говорить о живописи.

– При современном развитии техники, когда картины можно создавать не красками, а с помощью компьютера, не умрёт ли настоящая живопись, – пытаюсь напомнить художнику о профессии.

– Это невозможно, пока в компьютер не вложили душу человека. Может, и уйдёт настоящая живопись, но пока она ценнее по художественной составляющей, такие картины дышат, ведь слово «живопись» означает живое письмо. И хранятся настоящие работы намного дольше, нежели постеры. В отличие от последних, картины, написанные хорошими красками, не выцветают и не требуют реставрации по сто и более лет. Хотя сегодня творчество писателей, художников всё меньше интересует людей, это действительно так. Тем не менее, люди пишут, и их много, если посмотреть в интернете. Я говорю про Россию, только у нас пишут картины не для продажи, а для души, в свободное от основной работы время.

– Загадочная русская душа?

– Наверное. Понравилась рябиновка?

– Очень!

– Больше нет, теперь только будущей осенью, после выставки в музее Казанского кремля, если снова что-то не помешает давнему проекту.

На следующий день в соцсети белоснежные чайки летели над рекой Обь. Поставила «лайк» под фото со знакомым пейзажем.

Фото:Надежда СЕМЁНОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт