наверх

С автоматом в руках и болью в сердце

«ПК» № от 18 февраля 2016
С автоматом в руках и болью в сердце

«Наша память возвращает нам прошлое не для того, чтобы изменить его, а лишь затем, чтобы осмыслить, оплакать и понять» – звучит голос за кадром. В главном музее Ямала идёт показ документального фильма «Чёрный тюльпан. Живое сердце».

В зале – члены ветеранских организаций, военные, школьники. Перед началом просмотра кавалер ордена Красной Звезды, герой боевых действий в Афганистане, первый заместитель председателя Союза ветеранов Афганистана по Свердловской области Евгений Тетерин напомнил о том, что после Великой Отечественной войны наша страна участвовала в более 40 военных конфликтах, и пожелал, чтобы нынешним мальчишкам не пришлось пережить подобное. 

– Это фильм не о войне, а о памяти. Она – единственное мерило времени, – говорит режиссёр ленты Ольга Печёркина. – Мы рассказываем историю создания мемориала «Чёрный тюльпан» в Екатеринбурге. В ней – наше осмысление локальных войн за пределами России. О событиях повествуют люди, которые имели отношение к строительству и реконструкции памятника – более 50 человек. 

Советский самолёт Ан-12. На борту – груз-200. Погибшие солдаты возвращаются из Афганистана на Родину в цинковых гробах. Десять лет в истории России, с 1979 по 1989 годы, это было реальной трагедией для жён, матерей, сослуживцев. Нестерпимая боль не проходит. Она живёт в наших сердцах и отражается в памятниках. Гранитные плиты и металлические конструкции – всё, что мы можем сделать для них. Кто-то назвал тот самый самолёт «чёрным тюльпаном». По одной из версий рядом с аэродромом, откуда отправляли груз-200, находилось похоронное бюро с таким названием. Зацепило. Вошло в обиход.

Через несколько лет после вывода наших войск из Афганистана, в 1992 году, в Екатеринбурге, на площади Российской армии, началось возведение мемориального комплекса с символичным названием «Чёрный тюльпан». Почему он, а не я, задавались вопросом выжившие и хотели сохранить в памяти тех, кто погиб. В то время говорить о десятилетнем военном конфликте не любили, но всё же Союзу ветеранов Афганистана удалось убедить руководство области и города в необходимости такого строительства. Половину необходимых средств выделили из муниципального и областного бюджетов, остальное собрали по крупицам из добровольных пожертвований. Выбрали лучший из 15 предложенных проектов. Его авторы – архитектор Андрей Серов и скульптор Константин Грюнберг. Композиция имитирует пространство самолёта Ан-12, в центре – фигура сидящего солдата, уставшего от боёв, потерь и несправедливости. Воин склонил голову, но не отчаялся, не сдался. Он крепко сжимает автомат в руке. Вокруг солдата – металлические пилоны с именами погибших в Афганистане свердловчан, они повторяют каркас фюзеляжа грузового самолёта. 

В августе 95-го памятник открыли. Здания, расположенные неподалёку от площади, завесили камуфляжной сеткой, люди шли со свечами, вспоминая погибших. 

При строительстве на памятнике оставили один чистый пилон в пожелание, чтобы войн больше не было. К сожалению, этому не удалось сбыться. Начался ещё один военный конфликт – в Чеченской Республике. Он принёс свои потери. В Екатеринбурге задумались о реконструкции мемориального комплекса, построенного в честь погибших воинов-интернационалистов. К тому же из тех, кто вернулся из Афганистана, многие умерли от ран и контузий уже после, и их имена не были обозначены на памятнике. Затем ещё один конфликт – в Дагестане. Мемориал был дважды реконструирован, в 2003 и 2013 годах, и дополнен гранитными стелами с именами солдат, погибших на Северном Кавказе. Он стал памятником воинскому долгу, чести и мужеству русских солдат, защищавших Родину за её пределами.

Экран погас. Громкие аплодисменты. Зрители обдумывают увиденное.

– Тронуло. Заставило задуматься о том, что сделали эти люди ради нас, чтобы мы могли строить свою судьбу в мирной стране, – говорит восьмиклассник Владислав Бобин из третьей школы. 

К сожалению, в мире снова неспокойно. Тяжёлая болезнь современного общества – терроризм и экстремизм. Но всё же хочется верить, что у этих молодых ребят впереди – счастливое будущее. Без крови, боли и потерь. И такие обелиски, как «Чёрный тюльпан», больше никогда не пополнятся новыми именами наших павших сограждан.

Фото:из открытых источников
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт