наверх

Звонок на перемену

«ПК» № от 2 июня 2016
Звонок на перемену

Есть в городской системе образования люди, которые, даже отправившись на заслуженный отдых, оставляют за собой яркий, незабываемый след. Их имена по сей день не сходят с уст бывших учеников… Одна из них – Тамара Михайловна Васильева.

Не буду я геологиней! 

Родилась и росла Тамара в Забайкалье, в обычной советской многодетной семье. Родители и старшие братья с детства научили её труду и порядку. 

– Жизнь была несладкой, мы всегда были при деле. Когда мама уходила в отпуск, я на её месте работала прачкой. А когда родители ехали на сенокос, на мне были три коровы. Утром я, «кнопка» такая, должна была всех их подоить, выгнать в стадо. Я была 12-летним ребёнком, уставала, неудивительно, что всё время хотелось спать.

После школы я пошла в геологию. Поработала полтора года, но когда дали направление в геологоразведочный институт, отказалась. И знаете почему? Потому что видела, как живут люди этой профессии: жена – здесь, муж – за тысячи километров, а детей им приходилось оставлять дедушкам и бабушкам. Вот я и решила – не буду геологиней. 

В 1968 году Тамара Васильева окончила Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена и стала учителем математики. 

Путёвка на край земли 

– Пришёл запрос с Ямала: прислать мужчин, членов партии, для работы учителями. Мой будущий муж получил направление, а я изначально должна была отправиться трудиться на свою родину, в Забайкальский край. Чтобы получить одно направление, мы должны были пожениться. И мы расписались. В итоге мы стояли перед картой Ямала в управлении образования и думали, куда же поехать? 

Первым местом, куда отправилась молодая семья Васильевых, был посёлок Кутопьюган, потом Красноселькуп. Там Тамара Васильевна родила первого сына, Дмитрия. Она вспоминает, в каких условиях приходилось им жить: 

– Избушка была очень маленькой, спали на деревянном топчане. Печка была. Этот посёлок, как и многие на Ямале, называли «страна Лимония»: когда в магазине нечего было купить из еды, на полках лежали одни лимоны… Мы прожили там год. Потом мужу предложили должность директора школы в посёлке Шуга Надымского района. Он согласился. Там нам дали двухкомнатную квартиру, окна выходили прямо на тундру. У меня к тому времени заканчивался декретный отпуск со вторым сыном, Серёжкой. Раньше, кстати, он длился всего 56 дней. 

Тамара Михайловна с большой ностальгией отзывается о северных людях, их гостеприимстве и доброте:

– Помню, иду с двумя детьми после работы, с санками, холод на улице. Подходит женщина, она работала в детском саду, и говорит: «Вижу, как ты маешься каждый раз со своими детьми, какие варежки у них». Намекает, что холодно. И вынесла мне белые варежки, пушистые, из меха песца. Она сама связала и просто так подарила, хотя мы толком и не знали друг друга. 

Поминутное расписание

Обычно жизнь человека принято делить на личную и общественную. Но как узнать, где эта граница, когда работа становится домом, а дом – продолжением работы.

– Нас отправили в распоряжение Салехардского отдела народного образования, который направил нас в третью школу. Мужа – учителем истории, меня – учителем математики. Я получала 65, а Коля – 60 рублей. В итоге я проработала там 20 с лишним лет.

Раньше в школе у нас всё было расписано по минутам. В понедельник – политзанятия у учителей, во вторник – политинформация в классе, а затем – открытое партийное собрание (даже если ты не член партии, присутствовать был обязан). В среду – производственные совещания, в четверг – проф­союзное собрание или педсовет, в пятницу – классный час и родительское собрание. Каждую субботу мы проводили дискотеки. А чего стоили наши пионерские сборы: горн и барабан с речёвкой! Школа содрогалась, когда мы готовились к конкурсам. 

Рабочий день заканчивался в 9 – 10 вечера, вот почему так много среди учителей одиноких женщин – не каждый муж вытерпит такое. Хорошо, что у меня он был понимающий, мог и ужин приготовить, и с детьми пово­зиться. 

Море грядок и просто море

Тамара Михайловна особенно любит рассказывать о своём десятилетнем опыте работы во главе трудовых отрядов старшеклассников. Не каждому ребёнку в то время удавалось отдохнуть на море. Молодой педагог взяла на себя всю ответственность, собрала группу детей, нашла сопровождающих, договорилась с принимающей стороной и отправилась с ребятами поднимать совхоз «Керченский».  

– В трудовой лагерь брали ребят от 14 до 18 лет – самый сложный и непредсказуемый возраст. Мы разбивались на бригады по 25 человек и следили за детьми круглые сутки. Ночью дежурили по очереди. 

К нам в совхозе относились по-доброму. Там надо было каждый день возделывать три полоски, за это платили деньги. Ребята зарабатывали за лето по 70 рублей. Кормили нас неплохо, но в столовой не было салатов, и я заявила об этом. Как оказалось, не хватало людей, чтобы ездить на поля и собирать овощи с грядок. Я сказала, что мы готовы сделать это сами. Уже на следующий день все с большим удовольствием уплетали свежие салаты! По моей просьбе, чтобы вечером дети не оставались голодными, нам привозили 30-литровую флягу молока, а в магазине покупали булочки. 

С 8 до 12 работали в поле, а после обеда и отдыха ехали на море. 10 лет ездили с такими отрядами в тот совхоз. И работали на совесть, даже сохранились грамоты «За хорошую организацию работы». 

Особенности вечерки

После многолетнего труда Тамара Михайловна поняла, что пора делиться опытом с начинающими коллегами, решила попробовать свои силы в роли главного специалиста в городском управлении образования. Прошло два года, и стало ясно: офисное кресло и документы не способны заменить ей увлекательных школьных будней.

– В 1994 году я ушла в вечернюю школу учителем математики, а 1 февраля 1995 года меня назначили директором этой школы. Контингент там очень разноплановый, всего 83 ученика, из них 53 состояли на учёте в детской комнате милиции. В школе они были изгоями, а в вечерней они стали все равны. Их надо было просто хорошо контролировать, уделять им много внимания и времени. Я рада, что многие мои выпускники состоялись и стали хорошими людьми. По сей день мне поступают неожиданные звонки из разных концов света со словами благодарности, ребята приходят домой, дарят цветы. В такие минуты понимаешь, что любые награды – не самое главное...

Если есть команда

– Всегда хорошо работать, когда есть твоя команда. Когда мы встречались с коллегами из других городов, некоторые из них рассказывали о своих вечерних школах. К примеру, в Красноярской был вступительный взнос. Я очень удивлялась, такое даже трудно представить.

В одной из лучших московских вечерних школ проводили экскурсию, и я поняла, что наша школа намного лучше и ухоженней. Нам выделили сумму денег, которую мы разумно распределили. Мы учились решать все вопросы и по ремонту здания, и по финансированию, и по питанию. И мои ребята сдали ЕГЭ лучше, чем выпускники московской школы. А ведь у нас учились и взрослые. А когда я им сказала, что у нас учеников ещё и кормят, их удивлению не было предела.

Не расслабляться! 

После закрытия вечерней школы, проработав ещё несколько лет учителем во второй, в 2016 году Тамара Михайловна решает уйти на заслуженный отдых. За 53 года работы в сфере образования она удостоена многих наград: ветеран труда и Ямала, отличник народного просвещения. Её труд отмечен на всех уровнях власти. 

Ученики и коллеги любят её не только за ум и способность делиться знаниями, не только за талант управленца, но и за уникальную способность находить подход к людям, умение по-настоящему дружить и помогать, за стремление вникнуть в проблемы каждого и непременно их решить. 

Но и сегодня расслабляться Тамара Михайловна ни в коем случае не планирует. В её жизни множество приятных хлопот – забота о внуках, общественная работа и устройство личной жизни. К слову, в своём мудром возрасте она не раз получала новые предложения руки и сердца.

Фото к статье
Звонок на переменуЗвонок на переменуЗвонок на перемену
Фото:из семейного архива ВАСИЛЬЕВЫХ
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт