наверх

Младенец науки

«ПК» № от 10 ноября 2016
Младенец науки

В течение года под руководством педагога объединения «Юный физик» детско-юношеского центра Салехарда, заслуженного учителя России Владислава Николаева, юноша занимался изучением причин появления воронок на Ямале.

Подсказка академика

Исследования оценили на всероссийском уровне, присвоив его автору первое место в конкурсе школьных проектов «Система приоритетов» по направлению «Энергетика».

Сам Олег считает себя «рождённым технарём». Самое главное, что отличает его от ровесников и таких же увлечённых, по мнению наставника, – это трудолюбие и упорство в достижении успеха. Занятия в центре один-два раза в неделю, Олег бывает здесь намного чаще. Может забежать и утром, перед началом школьных уроков, чтобы получить ответы на свои вопросы.

Пищей для пытливого ума стало задание прочесть работы академика Михаила Лаврентьева, обладателя двух сталинских премий и множества наград за теоретические исследования в области гидродинамики. Здесь кроется подсказка к тайнам ямальских воронок, решили ученик и преподаватель. Так родилась одна из гипотез, основанная на физических законах кумулятивной струи.

– Камешек бросишь в воду сверху, поднимается струйка и образуются круги на воде. То же происходит под водой, когда струя газа со скоростью вылетает на поверхность, – объясняет популярно десятиклассник. Вместе с наставником они убедительно обосновывают версию, которую ранее никто не высказывал.

Скопления в виде кристаллов газогидрата образуют огромный пузырь, который лопается, как проткнутый иголкой воздушный шар, выпуская мощнейшую струю газа со скоростью три тысячи метров в секунду. Единственный минус: нет экспериментальной базы, чтобы эту версию проверить, сокрушается юный исследователь.

Научный аргументированный подход дал возможность Олегу Белецану, единственному в нашем округе, пройти серьёзный отбор для участия в инженерно-конструкторской школе «Лифт в будущее» в детском центре «Орлёнок» Краснодарского края. Здесь талантливые школьники учатся делать собственные проекты и работать в команде, находят новых друзей и единомышленников, знакомятся с авторитетными экспертами, представителями крупнейших инновационных компаний России и узнают много нового в разных областях науки и технологий. Олега удивили возможности и условия для работы над проектами – от их зарождения до конечной стадии.

– Мы не только рассматривали теоретическую часть, нам были предоставлены лаборатории, где можно было всё проверить. И ещё нам обещали, что проект, возможно, реализуют в ближайшее время, – рассказывает школьник.

Грант в 50 миллионов

В «Орлёнке» проходил очный конкурс, в котором воспитанник Владислава Николаева получил диплом победителя за проект по теме «Оптимизация процессов нефтедобычи и переработки на основе разделения устойчивых органических эмульсий». Цель проекта – решение проблемы применения отходов нефтедобычи. Уже во время работы команды по нахождению методов переработки нефтешлаков проектом заинтересовались из состава жюри, даже предложили продвигать идею на получение гранта в размере около пятидесяти миллионов рублей.

– Устами младенца глаголет истина, – вспоминает известную поговорку Владислав Николаев, он рад успехам своего пытливого ученика, называя его «младенцем науки». И не без оснований: по мнению учёных, их версия о воронках в вечной мерзлоте из многих существующих – наиболее правильная. Среди предложений тандема физиков – сканировать территорию Ямала в терагерцовом диапазоне электромагнитных излучений газовых месторождений, а дальше – работа для газодобытчиков.

У Олега и его научного руководителя планы пока не столь далёко идущие. Подготовка к предстоящим олимпиадам на региональном и российском уровнях, а участие в состязаниях интеллектуалов – главный импульс для роста и открытий.

Фото к статье
Младенец наукиМладенец науки
Фото:из архива Олега БЕЛЕЦАНА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт