наверх

Бард снежной державы

«ПК» № от 30 января 2014
Бард снежной державы

В январе исполняется 75 лет известному хантыйскому поэту, члену Союза писателей России, основателю журнала «Ямальский меридиан» Роману Ругину.

…И нарекли его Романом

На огромных северных просторах живут десятки народов, которые называют коренными малочисленными. К небольшому народу ханты принадлежала семья нашего героя. Взрослые и дети так же, как и все, любили, радовались, трудились – жили на берегах Оби, где стояли их горты – селения. А весной, когда освобождалась ото льда великая река, уходили на промысел рыбацкие семьи. Весной вынесла мать маленького Романа на берег, что-то шепнула ему на ушко про жизнь, про судьбу, про будущее… Обь медленно несла свои воды к океану. Река, прорезающая Сибирь, предсказала путь поэту. Он навсегда сохранил благоговение и трепет перед ней.

На полках моего книжного шкафа стоят книги Романа Ругина с дарственными надписями. Дорога к ним начата 31 января 1939 года. В этот день в посёлке Питляр, что на берегу Оби, в обычной семье родился мальчик, нарекли его Романом. Из традиционной семьи в мир пришёл будущий необычайно самобытный поэт Севера.

Спустя время Роман пошёл в школу-интернат, после приехал в Салехард, где учился в Окружном педагогическом училище, из стен которого вышло много ярких личностей, ставших национальной интеллигенцией Ямала. Затем – Ленинград, здесь, в городе Петра молодой учитель окончил Государственный педагогический институт имени Герцена, а вернувшись домой, был направлен в Свердловск, в Высшую партийную школу. Потом Роман Ругин работал в любимом и ладном посёлке Восяхово, преподавал в педагогическом училище Салехарда, служил партии инструктором окружкома КПСС и всегда писал стихи, прозу.

Собственно литературную деятельность начал он в пятидесятые годы прошлого века. Талантливого юношу заметили в Ленинграде. Затем в Салехарде случилась встреча с Петром Хатанзеевым, первым профессиональным учителем и литератором народа ханты, многое от него получил начинающий поэт, сохранив на всю жизнь память о встрече. А первые увидевшие свет литературные опыты Романа Ругина пришлись на начало шестидесятых.

Последний депутат Союза

Жизнь шла вперёд, и в конце восьмидесятых население региона выдвинуло в Верховный Совет СССР известного поэта Романа Ругина и не менее известного геолога Василия Подшибякина. Спорили до хрипоты. И выбрали депутатом Палаты национальностей ВС СССР Романа Прокопьевича. Так ему было суждено стать последним депутатом Союза. Тогда я, как журналист, часто встречался в Москве с ним, с Валерием Воскобойниковым, Сергеем Яром, Владимиром Артеевым, брал интервью, готовил обзоры их выступлений, время было горячее, время надежд… Все мы в то время думали, что расчищаем дорогу к чему-то светлому и радостному… А Роман Ругин вместе с Евдокией Гаер, Владимиром Санги, Еремеем Айпиным решали проблемы коренных народов Севера, обсуждали возможности сотрудничества с нефтегазовым комплексом в регионе, где-то в архивах хранятся те интервью и корреспонденции об этом. Собственно, тогда Ругин и его коллеги по Верховному Совету СССР и РСФСР открыто заговорили языком политической публицистики о жизни малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, вклад депутатов в решение проблем позволил создать современную систему социальной защиты народов севера Тюменской области, систему сотрудничества с индустрией.

Поэтизируя мир природы...

Девяностые… После ликвидации Советского Союза и Верховного Совета Роман Ругин вернулся домой, хотя мог остаться в Москве, возможности имелись, только зов малой родины был сильнее, от неё начат путь в большую литературу. Дома, в Салехарде, Роман Ругин образовал «Ямальский меридиан», тогда это был один из немногих в России колоритных северных национальных журналов, где публиковалось всё – от фольклора до публицистики, – связанное с малочисленными народами и Севером.

В своё время Антон Чехов писал об удивительном отношении северян к природе, о том, как они чутко воспринимают её душу и язык. В литературе Старого и Нового света природа часто лишь фон, на котором разворачиваются различные действа. В творчестве Ругина она самоценный, самодостаточный герой лирического повествования. Природа в стихах и прозе Ругина социальна, небрежение ею в погоне за мнимым величием грозит человеку отлучением от первооснов бытия, превращением его в узника бетонных трущоб. Роман Ругин всегда много времени отдавал родной таёжной природе, там, на заимках приходили поэтические образы, падая строками на обнажённые листы бумаги.

Литературовед Чалмаев некогда писал, что явись письменность пораньше к малым народам, будь записан диалог человека и природы, отражённый лишь в песнях и сказаниях, сколько реликвий народного опыта было бы сохранено для потомков. Этим сохранением много лет занят Роман Ругин. Он обработал и перевёл на литературный русский язык большой массив хантыйского фольклора.

Воскрешая образы былого, поэтизируя мир природы, Роман Ругин обогащает письменную культуру народа и вносит вклад в развитие русской культуры, которая дала ему старт в мировую литературу. Произведения нашего земляка переведены на ряд европейских языков, его стихи вошли в «Антологию литератур уральских народов». Наш юбиляр – автор более 20 книг стихов и прозы, лауреат премии Союза писателей РСФСР, награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, его творчество изучают в школах, он сохранил для людей образы родной культуры своего народа «с лица не общим выраженьем».

Пройдут годы, а проза и поэзия Романа Ругина будут питать народными истоками новые поколения Ямала.

Фото к статье
Бард снежной державы
Фото:Юрий МОРОЗОВ
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт