наверх

Улицы забытых имён

«ПК» № от 18 июля 2013
Улицы забытых имён

Переулок братьев Кишкиных… Когда впервые прочитал это название – как-то стало не по себе от самого факта публикации весьма неблагозвучной фамилии. Нет, это не в Салехарде. Но у каждого из нас было множество ситуаций, когда привлекали внимание разные фамилии в наименованиях улиц. 

Улица Циолковского в Калуге, Королева – в Житомире, Менделеева – в Тобольске, Суворова – в Москве. Выдающиеся люди, и естественно, что увековечение в их родных городах этих фамилий никогда не вызывало каких-либо особых мыслей. 

Надо отдать должное жителям Воронежа, которые чтут своих земляков. Улицы, что названы именами горожан, обязательно обозначены аншлагами с ёмкими текстами. Мне кажется, что нам в городе так же надо обозначить пояснительными табличками наименование наших улиц. Да и пора некоторые названия поменять. Слишком уж опорочили люди, чьи фамилии носят некоторые наши улицы, делами своими имена свои. Ведь в угоду временщикам мадам История одевается в самые разные одежды, но Время обязательно её периодически раздевает. А вот имена тех людей, которые оставили добрую память в нашем городе, имеют полное право на жизнь. Ну почему бы не иметь у нас улицу имени археолога Прокофьева. И о самом Прокофьеве можно было бы вкратце рассказать в начале этой улицы. Да мало ли наших земляков могут удостоиться такой чести. По крайней мере, приезжающие в Салехард гости, очевидно, смогут не просто увидать улицу какого-то там Прокофьева. Может, музыканта, а может быть, ещё кого-то, а именно археолога Прокофьева, первооткрывателя культуры древних поселенцев. Ведь прижились в народе такие названия, как Мостострой. Именно здесь располагались отряды, которые строили мосты по трассе печально известной стройки Салехард – Игарка. Один из отрядов занимался изысканием на местах будущих мостов, другой – строил переправы уже в капитальном исполнении. Но это к слову. Строительством города и разработкой облика многих объектов занимался архитектор Кошкин. А кто такой Глазков и по какому праву улица носит его имя? Оказывается, этому человеку было поручено дело охраны общественного порядка в городе во время известных событий свержения власти. А Богдан Кнунянц? Политссыльный, диссидент, как теперь называют всех инакомыслящих по отношению к политическому строю, весьма интеллигентный человек, написавший в 1907 году очерк «Три месяца ссылки и побег», в котором он довольно подробно рассказывает о своей недолгой жизни в Обдорске прошлого столетия, о быте и нравах его жителей. А имена тех безвестных сегодня казаков, которые первыми пришли в край по велению русского царя Алексея Михайловича? Их имён нет сегодня у нас на слуху. А ведь в страницах истории они есть. И с чем они столкнулись в 1593 году при высадке на высокий Обско-Полуйский берег при первых зимовках здесь и при основании Обдорского острога, нашего будущего города? И это тоже надо знать и помнить.

Присваивать названия улицам – дело, конечно, не моё. Есть у нас краеведческий музей, который хранит многое о многом и о многих. Есть и специалисты, которые могут это решать. Но, думаю, что Время всё же сделало своё дело, и по именам есть сегодня историческая ясность, а потому стоит подумать и о переименовании наших улиц. Ведь имена улиц для жителей и гостей города – то же самое, что дорожная разметка для водителей. Она подсказывает, предостерегает, направляет. И хорошо, что у нас улицам присваиваются имена. В стране без традиций всё проще: стрит – номер, дом – номер. 

А переулок братьев Кишкиных? Он есть в одном из городов бывшего СССР, но память, которую старались сохранить горожане о трёх братьях – борцах революции, отдавших свои жизни во имя будущего строя рабочих и крестьян, к сожалению, тоже остаётся безымянной, или, если можно так сказать, нерасшифрованной для поколений, а значит, будет она «затёрта» Временем.

Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт