наверх

Четвёртые сутки без сна

«ПК» № от 11 октября 2018
Четвёртые сутки без сна

Этой осенью, 25 сентября, коренной салехардец Юрий Дружинин отпраздновал свой 70-летний юбилей. Юрий Георгиевич делится с читателями «ПК» своими воспоминаниями.

«Дата круглая, хочется думать, что не зря жил, что-то успел сделать для родных, для любимого города, для Ямала, для великой России», – начал свой рассказ мой собеседник. Юрий Дружинин – ветеран Ямала, трёхкратный чемпион Тюменской области по гиревому виду спорта, мастер спорта по национальным видам спорта, десятикратный чемпион Ямала по тяжёлой атлетике. Спорт самый что ни на есть мужской, и работа у Юрия Георгиевича смолоду была не из лёгких.

– В семидесятых пришлось поработать на плавкранах в речном порту Салехарда и в РЭБ флота геологов, – рассказывает о своих трудовых буднях юбиляр. – Выгружал для газопровода «Сияние Севера» сотни тысяч газовых труб, технику, тягачи, балки, котельные для буровых, дорожные плиты. Сотни тысяч тонн различных плит за шесть навигаций подняли для строительства домов Надыма. Не раз попадал в серьёзные штормы. Однажды в 1972 году в конце июня у фактории, рядом со Святым мысом, 12-балльный ураган со скоростью ветра под 200 километров в час выбросил наш кран на 800 метров на берег, оборвав все якоря. Меня едва не смыло за борт трёхметровой волной. И только через год кран сняли с мели и отбуксировали в Салехард.

В РЭБ флота геологов на портальном кране «Ганц» работали возле Мыса Каменного, в Ныде, Нумги, Сабетте, Тамбее по 12 часов, иногда по двое, трое суток без сна. Особенно было сложно поздней осенью, снег летит в стекло, не видно ничего. Засыпаешь за рычагами, в окно кабины стропаля кидают кусочки угля, открываешь глаза и видишь – машут и кричат: «Вира!», «Вира!» Набиваешь троса, поднимаешь груз, через некоторое время опускаешь «паук» с тросами и вновь на пять-семь минут засыпаешь. И снова будят тебя камешком в стекло кабины. Помню, как наш кок Татьяна принесла ужин – котлету с пюре и гранёный стакан водки. Сказала, это ребята монтажники угостили, пошли уже четвёртые сутки моей вахты без сна и отдыха. Через час поднял последнюю «виру». Начало октября, идёт снег, дует северный ветер, по воде плывёт снежное сало. Через два дня на Каменный за нами прилетел самолёт. Это была моя последняя навигация.

– Такая непростая работа у вас была, как вы справлялись с перегрузками?

– Я был молодым человеком, занимался спортом. Это мне в работе сильно помогало. Потом пять лет я проработал на спортивном поприще, был инструктором, директором спорткомплекса «Олимпия», тренером по тяжёлой атлетике. Тренировал и своего сына Михаила. Затем без малого двадцать лет работал в строительных организациях. В СМУ «Геологстрой» за одиннадцать лет участвовал в строительстве более чем тридцати объектов – пятиэтажки, «Геолог», детский сад «Синяя птица», «бамовские» дома... С напарником Вилем Саитовым провели укладку и монтаж сотен дорожных плит и тысяч тротуарных. Укладывали бетонные лотки для коммуникаций. Я лично длительное время со­оружал из стальных тросов стропы и пауки для кранов всех видов, это очень тяжёлая работа. В городе этим занимались несколько человек, на пальцах одной руки можно пересчитать.

– Юрий Георгиевич, помимо работы, что чаще всего вспоминаете?

– На всю жизнь врезался в память полёт Юрия Гагарина вокруг нашей замечательной планеты Земля. Мне в апреле 1961 года было 12 лет. Я, как и все люди нашей страны, испытывал восторг, гордость за нашего космонавта, первого человека, русского парня с обаятельной солнечной улыбкой, преодолевшего земное притяжение. Мы все, мальчишки и девчонки, так радовались, думали, скоро все люди смогут слетать на Луну, на Венеру, на Марс! Не было в 60-е годы человека популярнее Юрия Гагарина, и его любили во всём мире. Это светлое чувство осталось в моём сердце на всю жизнь.

Конечно, помню победы великих спортсменов, отстаивавших честь страны на мировых аренах. Помню, как ехал после армейской службы из Германии через Польшу, за окном всё поля, поля, ветряные мельницы. В 1965 году ездил с двоюродным братом Владимиром в Ленинград к тётушке. Каждый день экскурсии – по два, а то и по три музея посещали. Великолепный Зимний дворец, Петергоф, его золочёные фонтаны, Самсон, раздирающий пасть льву, – символ победы русских над шведами под Полтавой. Купались в Финском заливе, вода холодная, как у нас в Оби, загорали на огромных валунах. Раза три-четыре бывал в Москве, очень впечатлили Царь-пушка, Царь-колокол, Красная площадь… В храме Василия Блаженного побывал, как в сказке!

P.S. Редакция «ПК» поздравляет Юрия Дружинина с юбилеем, желает крепкого здоровья и долгих, непременно активных лет жизни!

На всю жизнь врезались в память разговоры с отцом Георгием Афанасьевичем Дружининым. На берегу сора сидим у костра, искры летят в небесную лазурь… Едим нерхул – «пятиминутку» из муксуна, уху наваристую – брат Владимир наловил для ухи десяток ершей и окуньков, аромат – с ума сойти, какой! Вкуснотища! Папа шутит, отрывками рассказывает о войне, а то затянет любимую песню «Над широкой Обью бор шумит зелёный…». Он очень любил Обь, возвеличивал её, говорил: «Обь-матушка, река-кормилица».

С особой теплотой вспоминаю наши семейные поездки летом – на Чёрное море в Адлер, Гагры, на озеро Рица, в Пицунду, где растут двухтысячелетние сосны, около десяти метров в обхвате! Пальмы, стройные кипарисы… а воздух такой опьяняющий – не надышишься!

Дети выросли, окончили салехардскую первую школу, в которой учились ещё мой папа и его сёстры-братья и я. Дочь Лена поступила в медицинскую академию, сейчас она врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, проехала почти всю Европу, участвуя в медицинских симпозиумах, где выступали ведущие кардиологи мира. Подарила нам двух внуков, Сергея и Артемия. Сын Михаил сам пошёл служить в спецназ. Служил на Кавказе, как и его героический дедушка Георгий Афанасьевич Дружинин в Великую Отечественную войну. И у Михаила тоже двое сыновей – Яромир и Мирослав. Глядя на своих детей, внуков, могу сказать, что не зря я прошёл этот долгий семидесятилетний путь со своей Людмилой – любимой супругой. Даст Бог, через полтора года отметим золотую свадьбу – 50 лет совместной жизни. Эти строки я посвятил своей Людмиле:

Мне много лет, и ты спросила у меня:

«Ты на земле оставил след?»,

А я ответил, гордость не тая: 

«Да, строил я «Сияние Севера» – газопровод!

В тот семидесятый комариный год. 

И город-городок Надым.

Когда с тобой, любимая, 

Нам было двадцать с небольшим».

Фото к статье
Четвёртые сутки без снаЧетвёртые сутки без сна
Фото:Надежда СЕМЁНОВА, из архива Юрия ДРУЖИНИНА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт