наверх

Портрет современного библиотекаря

«ПК» № от 30 января 2020
Портрет современного библиотекаря

Если спросить любого человека на улице, чем занимается библиотекарь, то первое, что он скажет: «Выдаёт книги», и, по сути, будет прав. Но на самом деле это лишь вершина айсберга. Что же скрывается «под водой», рассказывает победительница четвёртого окружного конкурса «Библиотекарь года» Марина Брындзя.

– Марина Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о себе и своём пути в профессию.

– Я выросла в посёлке Новый Торъял Республики Марий Эл. В Салехард приехала в 2003 году, работала продавцом в магазине бытовой техники и училась заочно в Тюменском государственном нефтегазовом университете на факультете внешнеэкономической деятельности, по первому образованию я менеджер организации. Мама двоих детей, старшую дочь зовут Аня, сына – Артём.

В Национальную библиотеку Ямала пришла работать в 2008 году. За прошедшее время прошла в Тюмени профессиональную переподготовку по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», окончила несколько курсов повышения квалификации.

– Помните свой первый рабочий день?

– Да, это было 28 января. Библиотека тогда располагалась на улице Мира, 13а. Всего пять кабинетов и небольшой читальный зал. Меня взяли библиотекарем в отдел обслуживания. Сразу ввели в курс дела, рассказали, как оформлять выдачу или возврат библиотечных изданий. Хотя для меня это было не новым. В детстве я много читала, часто ходила в библиотеку и там могла наблюдать за работой сотрудников. Игра в библиотеку была у меня самой любимой. Я заполняла старые формуляры, уже и не помню, откуда они были у нас дома, и выдавала подружкам книги со своей полки. Очень нравился сам процесс. Правда, тогда я не думала, что это станет моей профессией.

– Говорят, что «золотой век» библиотек прошёл…

– Категорически не согласна. Библиотека сегодня – это многофункциональный социокультурный центр, пространство, открытое для всех. Сюда можно прийти не только за книгой, а мы, отмечу, всегда следим за тем, чтобы у нас были новинки, но и за общением, за удовлетворением своих интересов, за реализацией своих идей. Посмотрите, сколько мероприятий разного формата и для разных возрастов у нас проходит! Это презентации книг, лекции, мастер-классы, праздники, акции, всего не перечислить. Когда я только начинала работать, посещаемость была не очень высокой. Сегодня в Национальную библиотеку в среднем приходит 80 человек в день, в каникулы – больше ста!

Конечно, большую роль играет внутренняя организация и дизайн помещения, посетителям должно быть уютно и комфортно. У нас есть коворкинг-центр, можно прийти и спокойно поработать, есть детская зона, где мамы могут поиграть со своими малышами, почитать им детские книги, есть компьютерный зал. Для каждого нового посетителя мы проводим мини-экскурсию по зданию, рассказываем о возможностях библиотеки.

– То есть обязанности библиотекаря сегодня заключаются не только в том, чтобы выдавать книги читателям и принимать их обратно?

– На конкурсе я представляла себя как супергерой библиотеки. Это действительно так. Работа библиотекаря многогранна. Конечно, мы должны отлично разбираться в книжных новинках, которые к нам поступают, уметь подобрать читателю литературу по интересам. Но, как я уже сказала, в библиотеке проходят самые разные мероприятия как для взрослых, так и для детей. Поэтому нужно быть и педагогом, и актёром, и режиссёром, и организатором… Современный библиотекарь – это человек творческий, креативный, активный. Человек, идущий в ногу со временем.

– Победа в конкурсе профессионального мастерства была неожиданной?

– Да. Когда назвали моё имя, не поверила, а когда осознала, не смогла сдержать слёз. Это моя первая победа. На конкурсе я представляла проект «Учимся читать по методике Н.А. Зайцева». Перед тем как его запустить, мы изучали, реализуется ли что-то подобное в Салехарде, и оказалось, что нет. Я прошла обучение в Санкт-Петербурге, получила сертификат. Группы набрались чуть ли не в первый день, так много было желающих. Что вполне понятно – сегодня требования к ребёнку, идущему в школу, возросли. Лучше всего, если он уже умеет читать.

Веду две группы, по восемь человек в каждой, возраст детей – 5–6 лет. Обучение происходит в игровой форме с помощью кубиков, так малышам легче сосредоточиться на получении новых знаний. Результаты хорошие, почти половина моих учеников уже умеют читать.

Я считаю, что моя победа в конкурсе «Библиотекарь года» – это победа всего нашего коллектива. Я благодарна коллегам, которые меня во всём поддерживали, помогали мне.

– Что для вас работа в библиотеке?

– Здесь я постоянно учусь, совершенствуюсь, знакомлюсь с новыми интересными людьми. Мне доставляет удовольствие общение, я не устаю говорить: «Здравствуйте!», «До свидания!», «Приходите к нам ещё!». Бумажной работы тоже хватает, но мне кажется, в библиотеке гораздо интереснее, чем в офисе. Счастливый ли я человек? Пожалуй, да. Люблю свою работу и каждый день иду сюда с удовольствием.

– Ваши пожелания нашим читателям.

– Почаще заходите в библиотеку! Мы открыты для всех!

– Спасибо большое за беседу!

Фото:Надежда СЕМЁНОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт