В феврале 1937 года Ямальский округ отметил пятилетний юбилей. Первой знаковой дате посвятили немало трудовых и политических достижений. Одним из них стал пробег на оленях из Салехарда в Омск.
Натуральное хозяйство северянина
Напомним, до 1944 года в состав Омской области входила современная Тюменская область с национальными округами. Пробег имел политическое и огромное хозяйственное значение, которое связывали с определением роли оленя и оленеводства в новой системе советского хозяйствования.
После Октябрьской революции, окончания Гражданской войны и мятежей перед советской властью встала задача преобразования натурального хозяйства коренных народов Севера, чьей материальной основой был олень. Если царское правительство не было этим озабочено, то советское, провозгласив новые политические принципы, проводило их в жизнь вместе с культурной и хозяйственной революцией. Но если реформы в крестьянском хозяйстве Центральной России власти понимали, то традиционное хозяйство северян представляло почти неизвестность.
Поэтому на Севере нередко пытались применить российские приёмы ведения сельского хозяйства. К тому же изучение жизни и быта коренного населения до революции носило случайный характер, а всестороннее исследование народов стали формировать в начале двадцатых годов.
С научным подходом
Первые опыты по научному изучению оленеводства на Ямале начаты Обдорским ветбакинститутом в 1926 году, и к 1937-му они дали свои результаты. А властям, занятым формированием экономики региона, требовалось определить способы работы с оленем в новых моделях хозяйствования на Севере: как использовать оленя? Как гужевой транспорт для грузоперевозок на большие расстояния или по хозяйственной схеме коренного населения тундры? А полученные научно-политические исследования, выводы и предложения требовалось проверить на практике. Тем более, что за 15 лет был «повышен политический и культурный уровень коренного населения Обского Севера, а также проведены исследования по влиянию на состояние и работоспособность оленя, изменение его кормового рациона». Тут и подоспел первый юбилей Ямальского округа.
С инициативой научно-исследовательского пробега на оленях выступали научные организации округа в 1936 году. Затем в «честь ознаменования пятилетнего существования Ямальского округа по инициативе ОК ВКП(б), который, учитывая политический и культурный рост ненцев, ханты и зырян и хорошо проанализировав уровень развивающегося оленного хозяйства на научно обоснованной базе, сделал совершенно правильный вывод – оленя можно использовать как тягловую силу на покрытие большого расстояния в неестественных даже для него условиях и с одновременным коренным изменениям кормового рациона». Диктовалось это и поиском новых способов хозяйственного использования оленя, и делом вовлечения коренного населения в социалистическое преобразование тундры.
Почти интернационал
После принятия решения о пробеге закипела организационная работа. Определили маршрут. Часть дистанции, до Тобольска, куда на лошадках ездили с отчётами ветеринарные специалисты, была известна хорошо. А далее маршрут проходил по Сибирскому гужевому тракту. Поэтому схему пробега определили через пункты тракта, к тому же идею поддержали и в Омском обкоме партии.
Постановлением президиума окружного исполкома утвердили коллектив научно-производственной команды: Алексей Мамаев, командир пробега, секретарь окружкома комсомола; Антон Ревнивых, ветеринарный врач, заместитель командира; Семён Вторушин, политрук и технический руководитель, директор Аксарковского рыбозавода; Артамон Витязев, помощник командира, зоотехник, член ВКП(б). Участники пробега: Максим Яптик, ненец, оленевод Малоямальской тундры; Марик Енгася, начальник стада Ныдинского оленьсовхоза, ненец-стахановец; Евстафий Канев, председатель колхоза «Красная Звезда»; Иван Канев, оленевод; Матвей Серасхов, бедняк, кочевник; и уполномоченный по подготовке остановок в пути Александр Мурыгин. Он готовил места отдыха людей и оленей, а также обеспечивал питание.
К подбору участников подходили в соответствии с требованиями времени. Так, в команде трое ненцев, трое коми, один ханты и трое русских – соблюдён важный интернациональный принцип. Как и принцип партийности: в группе трое членов ВКП(б), один кандидат, один комсомолец, остальные беспартийные. По социальному положению – в отряде четыре колхозника, один советский работник, начальник оленьего стада совхоза, трое ответственных работников, один ветврач и один зоотехник.
Отбор парнокопытных
Маршрут пробега шёл через населённые пункты, но физическое здоровье участников проверили качественно, им предстояло пройти около 2800 километров. Ещё более серьёзное внимание уделили качеству и здоровью оленей, их отбирали специалисты Окружного земельного управления. Всего набрали 60 голов из колхозов «Вылтуй», «Промышленник», «Красный Октябрь», «Красная Звезда», совхоза «Ныдинский». Стадо собрали в окрестностях Салехарда, где оленей тренировали, приучали к новому рациону из хлеба и сена. У оленей проверили состояние сердечно-сосудистой системы, лёгких, суставов, копыт, глаз и ушей. Слабых животных отбраковали, поэтому в пути до Омска потеряли лишь трёх оленей.
Также определяли характер и темперамент животных и формировали ездовые упряжки из сходных по нраву оленей, для них готовили персональные нарты и упряжь. За несколько дней до пробега его участники уехали в стадо, где проверили снаряжение, запасы питания, упряжь, знакомились с характером оленей.
Утром 2 февраля 1937 года команду приняли секретари окружкома партии Н.Г. Лобанов и К.А. Десятниченко, председатель окрисполкома С.Ф. Давыдов. Они поставили политическую цель пробега, обратили внимание на его серьёзность, сделали традиционное напутствие. Последние сборы провели утром 4 февраля, затем участники запрягли оленей, загрузили нарты и выехали на полную народа площадь города перед окружкомом партии, где духовой оркестр под управлением Бориса Манна играл Интернационал! На митинге выступили Н.Г. Лобанов и С.Ф. Давыдов. Затем командиру группы Алексею Мамаеву передали рапорт для вручения первому секретарю Омского обкома партии Булатову, председателю облисполкома Кондратьеву о результатах пятилетней работы Ямальского округа, и в 16 часов дня группа спустилась к реке и двинулась в трудный и тяжёлый путь.
Галопом по тайге
Пробег шёл по лесотундре и тайге, его участники пробивались через снега, февраль – месяц буранов и вьюг. В Берёзово к группе присоединился кинооператор Олег Болеславович Самуцевич. Этот пробег стал его первой операторской работой после окончания ГИКа. Возможно, где-то на архивных полках хранится кинолента 1937 года.
На всём пути до Омска бригада, останавливаясь в деревнях и посёлках, проводила политинформации и беседы о жизни северян, об их труде и быте. Участников тепло встречали на пути следования, где жители деревень любовались северными красавцами-оленями, а у людей «чувствовалось единство мыслей, стремлений к цели. Это окончательно убедило ненцев и хантэ, и зырян в полном и безвозвратном изжитии национальной розни».
В дороге происшествий у группы не случалось, её участники тщательно соблюдали рекомендации по уходу и кормлению оленей. Те часто пугались встречных лошадей, огромных деревенских собак, а также духовых оркестров, что встречали участников в сёлах и деревнях. Оленям приходилось тяжело на набитой лошадьми трассе, которая проходила в тайге, что сильно замедляло и усложняло движение адаптированных к тундре животных, они не могли свернуть в чащу тайги. Оленям давали одно- и трёхдневные привалы, «но, если их делать чаще, то дорога затянулась бы ещё на месяц. Поэтому оленям давали сахар, крахмал и утомляемость исчезала, кормили также и хлебом. А однообразный рацион – необходимый для физиологии оленя, его самочувствия был невозможен».
Ветеринарные специалисты следили за состоянием здоровья оленей. А кормили их, когда запасы ягеля закончились, сеном луговым и дубравным, но уставали олени быстро уже после первой тысячи километров, кругом «имелась непривычная природа и климат, и выглядели олени довольно скверно. В пробеге выяснили механизмы деятельности углеводов по предупреждению утомляемости, но использование – это дело будущего».
Оставлен из-за истощения
В Омск участники прибыли 1 апреля 1937 года. На покрытие всего расстояния ямальской команде потребовалось 56 дней, из них 42 ходовых, что составило 357 часов. Среднесуточный пробег составлял 67 километров, а средняя скорость езды – около 8 километров в час. На пути участники сделали 42 стоянки. За время дороги один бык оставлен после пробега 1350 километров от истощения, другой пал от паралича сердца, третий отдан совхозу в 50 километрах от Омска.
В Омске уже шла весна, и по раскисшим улицам олени и группа пробега прибыли на центральную площадь. Ямальцев встретили тепло и радушно, а митинг провели у гостиницы «Октябрь», где говорили о мужестве участников пробега, о его значимости. На митинге выступили руководители Омского обкома партии, комсомола, Омского облисполкома, НКВД. Выступил с ответным словом командир пробега Алексей Мамаев, который «поблагодарил омичей за тёплую встречу и осветил цель пробега», а также вручил рапорт ямальских властей об итогах первого пятилетия Ямала.
На следующий день команду приняли секретарь Омского обкома ВКП(б) Булатов и председатель облисполкома Кондратьев. Участники рассказали руководителям области о роли оленьего хозяйства. Руководство области интересовала работа колхозов, преодоление неграмотности, удовлетворение потребностей коренного населения, повышение его культурного уровня. После торжественных встреч начались будни: оленей сдали в совхозы, участники проработали ряд вопросов в ветеринарном институте, а затем по воде, вслед за ледоходом, отправились в Салехард.
Тундра – дом родной
В конце 1937 года подвели научно-производственные результаты пробега. При этом отметили, что олень может, не снижая своей упитанности, быть использован как лёгкое транспортное средство в тундре на расстояниях среднего пробега, как традиционно их используют ненцы. Идеи об использовании оленя для перевозки почты и грузов с созданием оленьих станций через 40 – 50 километров и выделением многих гектаров тундры для их прокорма были также предложены, но не подтвердились экономическими расчётами.
Предлагали и меры по ликвидации кочевого образа жизни, который «связан с оторванностью оленеводов от травянистой растительности, и для изжития этой ненормальности оленеводческие хозяйства, получив надел компактной территории для ведения своего хозяйства, должны немедленно приступить к возделыванию наделённой им почвы и посеву на ней, лучше бобовых трав в количестве, обеспечивающем оленевода этого хозяйства на круглый год». Эти предложения по переводу хозяйства оленеводов-кочевников на тип оседлого животноводческого хозяйства не получили поддержки партийных органов. Власти подсчитали затраты на пробег, его экономическую эффективность, затраты материальные и политические по переводу кочевников на оседлость и поставили жирный крест на предложениях об использовании оленей в качестве тягловой силы в силу полной неэффективности. Таким образом, этот пробег стал первым и последним опытом использования оленя для гужевых перевозок.