Не дать забыть историю Великой Отечественной, имена маршалов и рядовых, ратный подвиг солдат – цель невероятной экспедиции двух салехардцев.
Начало – в №50.
Хроника путешествия
Алексей Коротков и Константин Неганов. Поход Салехард – Москва окончился за 55 дней.
За последние дни ребята прошли города Арзамас и Муром. Шли по железнодорожному полотну. Конечно, такой долгий путь сказался некоторой усталостью, и всё же задачу ребята выполнили раньше намеченного срока. 24 декабря путешественники были уже в Москве, где встретились с автором книги «Курский излом» В. Н. Замулиным, посетили могилу М. Е. Катукова.
Дорогу осилит идущий – этот тезис ребята подтвердили, своими шагами измерив Россию от Салехарда до Москвы. 25 декабря ребята вернулись домой, в Салехард.
За личное мужество и героизм
Из книги В. Н. Замулина «Курский излом»: «23 сентября 1944 года за успешное решение поставленных задач по удержанию Сандомирского плацдарма, умелое руководство войсками и проявленные при этом личное мужество и героизм Михаил Катуков награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза. Второй Золотой Звездой он будет награждён 6 апреля 1945 года за Висло-Одерскую наступательную операцию. Тогда его армия захватила не только важный плацдарм на реке Одер, севернее Франкфурта-на-Одере, но и большие трофеи.
Взятие Берлина было не только последним в жизни Михаила Ефимовича сражением Второй мировой войны, но и, наверно, самым кровопролитным. 1‑я гвардейская танковая армия была брошена командованием 1‑го Белорусского фронта, возглавляемым маршалом Г. К. Жуковым, на мощные противотанковые рубежи Зееловских высот, её нещадно бомбила по ночам собственная авиация. Несмотря на то, что в этих завершающих боях армия действовала успешно, звание маршала бронетанковых войск, как ряд командующих армиями, в 1945‑м Катуков не получил. Причина этого – его самостоятельность и неумение льстить руководству.
Михаил Ефимович обладал высокой работоспособностью, причём всегда его старания были нацелены на результат, а не для демонстрации усилий перед вышестоящим командованием, интересы дела он всегда ставил выше собственных. К наградам не относился с трепетом, считал, что если заслужил – наградят, нет – значит, не достоин, хотя в душе, конечно, переживал, когда его незаслуженно обходили. До войны за успешную службу его три раза представляли к ордену Красного Знамени, но по различным причинам этих наград он так и не получил. Как любого талантливого и успешного человека, на протяжении всей жизни его сопровождали завистники. Он много натерпелся от них, тем не менее, природная выдержка, светлый ум и мудрость помогали ему переживать невзгоды».