Новый учебный год – новые возможности
Учебный год во всех школах округа начался в обычном очном режиме. Первый сентябрьский звонок на торжественных линейках ознаменовал долгожданную встречу с любимыми учителями, верными друзьями.
Для учеников открыт следующий этап на пути к достижениям и открытиям, а для педагогов дан старт для воплощения замыслов и творческих идей. О том, какие новые возможности для педагогов, школьников и их родителей открывает этот учебный год, рассказала начальник городского департамента образования Оксана Казыева.
Акцент в этом году делается на персонализацию обучения салехардских школьников. Индивидуальный подход обеспечивается вариативностью образовательных программ и форм получения знаний. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов реализуются адаптированные общеобразовательные программы.
– Для старшеклассников города модель сетевой организации персонализации образовательных услуг реализует опорная физико-математическая школа ЯНАО на базе школы № 2. В основу образовательной программы легли сложившиеся годами высокоэффективные практики сетевого взаимодействия с подключением школьников из других городов и посёлков и современные технологии обучения. Одна из практик – «Муниципальная матрица индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников» – победитель регионального конкурса инновационных проектов. В форме интенсивной сессии два раза в год старшеклассники объединяются по интересам, а не по принадлежности к школе. Погружаются в научно-исследовательскую работу по профильным предметам и выбирают тему проекта, который необходимо будет защитить на весенней проектной сессии, – прокомментировала Оксана Владимировна.
Ещё один компонент программы сетевого взаимодействия – успешно освоенный гибридный формат проведения массовых мероприятий, который даёт возможность части обучающихся находиться в аудитории проведения, а другой части – подключиться онлайн. Такая форма влияет на качество обучения в условиях ограничений или транспортной недоступности, что крайне важно для взаимодействия с отдалёнными территориями.
Одной из ведущих технологий в обучении профильным предметам в опорной школе определён и внедрён метод EduScrum, в котором ответственность за образовательный процесс частично или полностью передаётся от учителя ученикам. По словам Оксаны Казыевой, это современный эффективный тип обучения, который развивает не только навыки, но и личную ответственность ребёнка.
К слову, на сегодняшний день поданы 223 заявления обучающихся из Салехарда, Лабытнанги, Ямальского, Шурышкарского и Приуральского районов, все они зачислены после успешно сданных заданий.
С сентября на базе Обдорской гимназии на платформе дистанционного образования IBLS начал свою работу Центр электронного заочного обучения. Заявки на обучение в нём подают дети, у которых есть яркие достижения и которым переход на заочную форму обучения позволит сосредоточиться на развитии таланта, мастерства, компетенций. Это, например, воспитанники Полярной шахматной школы Анатолия Карпова, Ледового дворца, Детской школы искусств имени Елены Образцовой, детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, подготовку в Центре смогут проходить старшеклассники, которые определились с выбором учреждения высшего (среднего) профессионального образования. Для них заочная форма обучения позволит совмещать учебный процесс с самообразованием для усиленной подготовки по приоритетным учебным предметам, по различным направлениям дополнительного образования.
– Возможность обучаться заочно предусмотрена также и для учеников, имеющих проблемы со здоровьем, которые часть учебного времени находятся в медицинских учреждениях либо дома, – отметила начальник департамента образования города.
Одним из факторов персонализированного обучения, несомненно, является профессиональное самоопределение школьников. Так, во всех школах города открыты 30 профильных классов, 10 из них обучается на основе индивидуальных учебных планов в школах № 2 и Обдорской гимназии. С сентября этого года в школе № 3 открыт профильный класс психолого-педагогической направленности при поддержке Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена и Ямальского многопрофильного колледжа. В школе № 6 работает «Агрокласс. Биоинженерия» во взаимодействии с Уральским государственным аграрным университетом.
Новые образовательные инфраструктуры также способствуют раннему самоопределению личности обучающихся. На базе четырёх общеобразовательных учреждений действуют центры «Точка роста», в третьей школе – мобильный технопарк. В Обдорской гимназии в этом году открылся центр цифрового образования «IT-куб», где организовано обучение по дополнительным общеразвивающим программам: системное администрирование, создание мобильных приложений, разработка виртуальной реальности, программирование на языке Python, программирование роботов, программирование на Java.
Такие центры в последнее время становятся активными площадками для обучения и развития творчества и исследовательских идей детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий. Таким ребятам нужны современные учителя, которые могут отвечать образовательным запросам и готовить их к достижению успеха. Для этого современному учителю необходимо постоянно самосовершенствоваться. В городе существует широкий спектр выбора форм и методов непрерывного профессионального развития.
Так, в школе №1 предложили интересный проект по развитию сетевого сообщества педагогов новых образовательных инфраструктур, которые создаются в рамках национального проекта «Образование». С реализацией проекта «Точка отсчёта развития педагогов» у учителей появится возможность взаимного профессионального действия: делиться проблемами и успехами, вырабатывать единые механизмы работы, определять дальнейшие шаги на перспективу развития центров. Объединившись, педагоги города смогут работать в команде, помогать друг другу советами, мнениями, идеями, инновационными методическими приёмами и технологиями.
Уже год в школе № 4 реализуется событийно-ориентированный образовательный проект по формированию ключевых компетенций обучающихся «Суп4ик»: С – событийный, У– учебный, П – проект, четыре вида развития интеллекта, четыре типа компетентностей. Для учеников разработаны программы тематических дней, когда ребята совместно с педагогами изучают материал, генерируют идеи, создают авторские проекты.
– Сегодня образовательные учреждения открывают большие возможности для поддержки талантов обучающихся. Накопленный опыт успешных практик, сохранение лучших традиций образовательных учреждений, дружный и профессиональный коллектив, оснащение организаций по самым современным стандартам – это залог талантливых, успешных в будущем выпускников, активно участвующих в жизни города, округа, страны, – подытожила Оксана Казыева.