наверх

Хантыйская Одиссея 

«ПК» № от 17 февраля 2022
Хантыйская Одиссея 

Гипотезы странствий. О чём пел Тегинский старец

Исследования сибирских учёных могут приоткрыть тайны путешествий героев легенд обских угров.

О чём сюжет «Песни»?

Вероятно, каждый народ мира имеет свою «Одиссею». Многие сказания изучены вдоль и поперёк, при этом сделаны культурно-исторические открытия. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к работам британского этнолога Фрэзера. 

Не столь давно в общественное пространство вошла изданная в обработке Геннадия Кельчина «Песнь Тегинского старца», открытая ещё в XIX веке (подробнее об этом писал «ПК» в № 50, 2021 г.). Но до детального и научного изучения этого литературного памятника мирового значения дело не дошло. А необходимость есть. Когда немецкий археолог Генрих Шлиман взялся за поиск легендарной Трои, над ним смеялись. Но он открыл её, и сказание стало научным фактом. Нечто подобное возможно и с «Песней». Её авторы – угры, которых упоминают хроники времён короля Алариха в 410 году нашей эры. Их более древняя история связана с тайнами народов Центральной Азии, откуда выходили гунны. А родственники обских угров – мадьяры – пришли в Европу в VIII–IX веках нашей эры из той же Центральной Азии… 

Сюжет «Песни» традиционен – богатырь узнаёт о красавице, живущей за тридевять земель, и отправляется в путешествие за ней. Его сопровождают остяцкие герои, по пути за невестой они открывают новые города и земли, побеждают чудовищ и находят деву.  

Уже при беглом изучении произведения начинаются загадки. В «Песне» семь братьев – блистательных остяцких героев-богатырей, что есть отголосок древнего мифа, подобный которому бытует у многих народов планеты. Семь братьев – это семь ярких звёзд Большой Медведицы. А красавица, из-за которой всё началось, очень походит на Полярную звезду – центр небесного мира. Именно по звёздам ориентировались путешественники и мореплаватели древности. И тут читатель понимает, что древние ханты в «Песне» являются народом-путешественником и мореплавателем. Его герои-богатыри с воинами уходят на судах за своей «Еленой» через океан, к иным берегам. Они и корабелы, создающие из дерева крупные многовёсельные суда, и астрономы – в «Песне» есть описания звёздного неба, а по расположению звёзд можно рассчитать века. Герои «Песни» воюют с закованными в железо чудовищами, с людьми других народов: 

В кузницу как вошли, слышу.
Для двухсот пятидесяти воинов 
Проволоку толстую для кольчуг
они выковали, я слышу...
Для двух кораблей о двенадцати
саженей в длину
В два пальца толщиной железом
днища обили…

Искусные кузнецы куют доспехи, сабли, кольчуги, покрывают дно судов металлом. Происходит всё это, вероятно, ещё в бронзовом веке или ранее. Они владеют серьёзными технологиями изготовления оружия более поздних времён, а возможно ли это в далёкой древности? 

Специалисты пишут, что повторить, например, при сегодняшнем уровне техники, а мы в космос летаем, строи­тельство пирамид, подобных древнеегипетским или народа майя, не представляется возможным. Они построены с неповторяемой точностью, а подтвердить точность ряда древних вычислений, например числа пи, удалось только после появления ЭВМ. Вот вам и древние.

В «Песне» есть не только описание Оби или некой реки, автор рисует картины каменных городов, путешествий в иные географические местности, но где они находятся? И возможно, что описание грандиозной битвы богатырей – это отголоски какой-то грандиозной катастрофы или переселения народов. 

Очевидна необходимость детального научного историко-географического, лингвистического анализа. Нужен перевод на русский и европейские языки с научным комментарием. Тем более как пишут Молдановы – этнографы из Югры, в переводе на русский язык текст «Песни» сложен для понимания. Это связано с тем, что мы имеем дело с разными языковыми системами, с различными миропониманием и типами мышления, приводит в книге их слова Надежда Талигина, художник-иллюстратор. Анализ необходим для понимания исторического времени создания и фиксации «Песни». Он выявит первоначальные тексты и более поздние их напластования. И, конечно, её исследование может привести к новым открытиям о путях движения и культуре одного из народов Севера Сибири, сохранившего память о далёких временах в преданиях. 

По сибирским рекам и ущельям Урала 

Пока учёные не дают точный ответ о времени появления человека в низовьях Оби – это территория современного ЯНАО. Не говорят они, и откуда он сюда пришёл – с юго-востока, из глубин Азии, или с юго-запада, вдоль долин Оби, через Урал, где-то 60 тысяч лет назад. Тогда для миграции людей не было природных барьеров. Западно-Сибирская равнина в то время была свободна от болот. 

Проверкой гипотезы о миграции тогдашнего человека с запада на восток или наоборот и возможном заселении территорий 60–90 тысяч лет назад заняты специалисты ряда научных коллективов. Это Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, Институт геологии и минералогии имени В. С. Соболева и Институт ядерной физики имени Г. И. Будкера. Подтверждения своей гипотезе они искали во время экспедиций на Ямал в 2016–2019 годах. Результаты работ опубликовали в специальном издании (Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий; 2019 Том XXV. О палеогеографических предпосылках и возможных путях миграции палеолитического человека с западных предгорий Урала в долину нижней Оби. Зольников И. Д., Постнов А. В., Анойкин А. А., Глушкова Н. В., Бычков Д. А., Выборнов А. В.).

В разные периоды древности заселение северных территорий Западной Сибири могло идти с различных направлений, в зависимости от климатических и ландшафтных условий. По мнению многих учёных, на севере Западной Сибири тогда была сухая и тёп­лая тундростепная зона, где обитали разные животные, а значит, и человек. А напротив нижней Оби, откуда стартовали герои «Песни», сквозные проходы через Урал соединяются с двумя её левобережными притоками – реками Войкар и Собь. Севернее, на Полярном Урале, сквозная долина сходится с рекой Щучьей. Южнее, напротив реки Казым, серия сквозных долин соединяется в бассейне реки Северной Сосьвы. 

Вместе с тем западнее и восточнее Нижней Оби время раннего присутствия палеолитического человека определяется более уверенно. Ярким свидетельством пребывания человека 45 тысяч лет назад в районе устья Енисея является находка у метеостанции Сопочная Карга костей мамонта со следами от ударов орудий древних охотников. Таким образом, на Енисее, гораздо севернее широты Полярного круга, человек появлялся если не в среднем палеолите, то в эпоху, переходную от среднего палеолита к верхнему. При этом сам Уральский хребет – это ближайший к Обской долине источник каменного сырья, среди которого есть яшмы, кварциты, кремнистые породы. Однако до сих пор геологические предпосылки миграций палеолитического человека из Приуралья в Зау­ралье детально не изучались. 

Ещё севернее на левобережье Обской губы такой сквозной проход упирается в долину реки Щучьей. Таким образом, на севере Урала проходили миграционные пути, что позволяет предполагать северное Приуралье территорией, исходной для заселения низовьев Оби, на правобережье которой экспедициями 2016–2019 годов найдены в поверхностном залегании артефакты палеолитического облика. Этот вывод подтверждается, как минимум, для долины реки Войкар, где около посёлков Усть-Войкар и Вершина-Войкар на берегах Войкарского сора были найдены каменные артефакты, предположительно палеолитического возраста (Косинская, Федорова, 1994).

Огромный историко-культурный материал по заселению и освоению региона в далёком прошлом содержит монография «Север Западной Сибири в железном веке» (Омск, 2019 г.) нашего археолога Наталии Фёдоровой. Она пишет, что «рубеж, с которого можно начинать историю заселения Севера Западной Сибири, по имеющимся археологическим источникам, – время около 10 000 лет тому назад». Затем она приводит большой и разнообразный материал археологических находок, среди них – древние уникальные изделия мастеров из Византии, Европы, Китая, Персии, древних государств Центральной Азии – оттуда, по оценкам ряда учёных, шло освоение Сибири. 

Артефакты убеждают, что наша территория в далёкой древности была довольно хорошо освоена и военными дружинами, и торговыми караванами, и стабильным населением. Огромный массив археологических находок расположен в Сынско-Войкарской зоне, вокруг которой строится сюжет «Песни Тегинского старца».  

Возможно, комплексное изучение «Песни» лингвистами и археологами откроет новые страницы истории. А учёные найдут подтверждение ряда своих гипотез о взаимодействии народов и племён Азиатского Севера на Ямале, именно об этом и «Песня», и ряд работ Наталии Фёдоровой, которая пишет о торговом пути по меридиа­нам и широтам Евразии.
 

Фото:автора
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт