В новый учебный год – с новыми правилами. Причём федерального значения. Условия образовательному процессу страны диктует вступающий с первого сентября в силу закон.
От Минобразования с заботой
Изменения большие. Они касаются всех уровней обучения и всех участников процесса.
Основная цель нововведений – предоставить каждому максимально доступные возможности для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, право выбора качественных образовательных организаций для получения профессиональных навыков и профессионального совершенствования. Именно такой термин – «образовательные организации» приходит на смену «образовательным учреждениям», поскольку, как оказалось, последнее не соответствует гражданскому законодательству.
Прежде всего, следует знать, что бесплатное образование таковым и остаётся. Законом закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение. Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и не имеющими гражданства, осуждёнными. Отдельное внимание уделено условиям обучения людей с ограниченными возможностями здоровья. Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. К примеру, оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в регионе.
Новый закон вообще способствует росту статуса педагога. Он гарантирует ему право на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счёт работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры социальной поддержки.
Изменяется система уровней общего и профессионального образования. Цепочка будет выглядеть следующим образом: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее – бакалавриат, высшее – специалитет, магистратура, высшее – подготовка кадров высшей квалификации. Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятельным видом подготовка научных кадров (докторантура).
Отдельно о студентах. Во-первых, вводится понятие «обучающийся», то есть это физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Во-вторых, студентам профессиональных организаций государственная академическая стипендия выплачивается вне зависимости от успехов в учёбе. Её размер не должен быть меньше нормативов, установленных госвластью субъекта, и можно рассчитывать на поэтапное повышение.
Учебники, пособия, технические средства обучающимся, осваивающим основные образовательные программы, предоставляются бесплатно.
А что у нас?
Следует отметить, что Законодательное Собрание Ямала, взяв за основу модельный проект закона, разработанный Минобрнауки России, с учётом специфики и особенностей округа, приняло свой образовательный закон.
Разработчики учли социально-экономическое положение ямальцев, административно-территориальное устройство региона, формы проживания коренных малочисленных народов Севера и экстремальные климатические и природные условия.
Поэтому прежде установленные регионом социальные гарантии сохраняются и даже расширяют свою направленность. Ямальский закон социально ориентирован, и этому посвящена целая глава, которая подробно разъясняет права граждан. Расширены меры социальной поддержки, касающиеся выплат компенсации на оздоровление и единовременного пособия при назначении трудовой пенсии по старости для работников организаций системы образования.
Кроме того, законотворцы сохранили нормы, оправдавшие себя на практике, например, такие как предоставление целевой образовательной субсидии, социальная поддержка работников системы образования, компенсация части родительской платы и ежемесячные выплаты родителям, чьи дети не посещают дошкольные образовательные учреждения.