Либо мы принимаем этот мир как пассивные зрители, либо делаем усилие, чтобы преобразить его и себя в нём.
Мэтры педагогики
В Салехарде под знаком конкурса «Учитель года» прошли дни учителей года России и Ямала. На базе гимназии №1 состоялся научно-практический семинар с участием лучших представителей профессии со всей страны, которые прибыли в окружную столицу, чтобы поделиться с ямальскими педагогами опытом преподавания. В течение двух дней открытые уроки и мастер-классы проводили абсолютные победители конкурса «Учитель года России» Михаил Нянковский и Александр Демахин, лауреаты всероссийского конкурса Ирина Баскевич, Игорь Ткачук и Наталья Вторушина, а также члены жюри этого конкурса Владимир Головнер и Сергей Тихонов. Много внимания было уделено обобщению полученной информации, обсуждению проблем современного образования, необходимости совершенствования профессиональной культуры учителя.
Учебные занятия прошли в третьих, седьмых, десятых и одиннадцатых классах. Школьники знакомились с шедеврами одного из величайших живописцев золотого века голландского искусства Яна Вермеера Дельфтского, разгадывали загадки русской поэзии, побывали на мифических континентах Пацифида, Лемурия и Му, попытались представить политическую карту мира будущего, определить, что движет миром, и совершили путешествие с… бутербродом по пищеварительной системе.
Знак вопроса вместо точки
Мастер-классы лучших российских педагогов – уникальная возможность прикоснуться к их особенному мировосприятию, неординарному мыслительному процессу. «Живопись умерла» – так провокационно назвал свой урок Александр Демахин, учитель мировой художественной культуры из города Сергиев-Посад, и лишь в конце всё же поставил знак вопроса вместо точки. Такой вот приём – держать в напряжении и некоем потрясении слушателя, что очень важно уметь учителю. Тем более это необходимо в общении с современными подростками, избалованными огромным количеством визуальных удовольствий – мелькающей рекламой, различными спецэффектами, предлагаемыми видеоиндустрией.
– Живопись – это не более чем статичная картина, да ещё находящаяся где-то далеко за стенами музеев, галерей. Это великое искусство, но при нынешнем развитии технологий оно утратило былую актуальность, – начал разговор педагог и предложил коллегам «прогуляться» по залам с картинами испанского художника Веласкеса. «Сколько на полотне изображено людей?» – на этот вопрос надо было ответить в считанные секунды. Послышались разные версии. На самом деле персонажей не более трёх. Художник так изобразил детали одежды на заднем плане, что в воображении возник образ человека, пусть несколько секунд, но он существовал. В другой картине соединились две истории с временным разрывом в полторы тысячи лет. Третий шедевр изменяет ощущение пространства: приближаясь к полотну, мы видим совершенно иной сюжет. И всё это в абсолютно статичной картине.
– Живопись – это когда написанное становится живым, – акцентирует внимание Александр Демахин на философском смысле, заложенном в слове. – Мы можем создавать в воображении образ человека, пространства и времени, пусть на несколько секунд, но мы способны сделать так, чтобы изображённое на картине ожило. Такое волшебство происходит с помощью живописи. Мир состоит из огромного числа изображений, в наше время это просто бич – всё вокруг мелькает на городских улицах и в помещениях. Но живопись даёт возможность войти в образ своей личностью, что-то начать представлять, воображать. Какая-то родившаяся мысль и есть преображение себя, мира. Можно принимать изображения и существовать пассивно, а можно, находясь в том же измерении, воображать, соображать и преображать. Причём это зависит от тебя, от того, как ты на этот мир смотришь, как воспринимаешь его, как относишься к окружающему, к жизни вообще, к себе. Каждый человек куда-то движется, но идти он должен туда, где находится совершенство. Я надеюсь, мы маленький шажок в этом направлении сделали, – сказал в завершение мастер-класса Александр Демахин и поставил знак вопроса в словосочетании «Живопись умерла?», который, по словам мастера, возникает, когда ты почувствовал, что культура не где-то далеко, а проходит сквозь нас.