наверх

Под парусом мечты

«ПК» № от 4 октября 2018
Под парусом мечты

Верные и мудрые наставники на своих уроках раздвигают привычные рамки и границы, помогая школьникам узнавать новое и важное, вселяя в них крепкую веру и светлую надежду.

В пути, наполненном любовью

Учителем может стать не каждый! Ведь это профессия, которая требует полной отдачи, заставляет действовать, в основном сердцем. Это, наверное, даже не профессия, а длинный жизненный путь, наполненный добротой, любовью, желанием дать своим подопечным крылья для полёта в будущее.

В системе образования Салехарда трудится более тысячи педагогических работников, из них почти половина – со стажем работы свыше двадцати лет. В школах, детских садах и организациях дополнительного образования на сегодняшний день 118 работников имеют звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации», девять учителей – «Заслуженный учитель Российской Федерации», четырнадцать – «Отличник народного просвещения», семь – «Заслуженный работник образования Ямало-Ненецкого автономного округа». Из 523 педагогических и руководящих работников городских школ 80 процентов учителей имеют квалификационные категории.

Александр Андреев, учитель физики и информатики первой школы, стал победителем окружного конкурса «Педагогический дебют – 2018», а Юлия Сметанина, преподаватель истории и обществознания Обдорской гимназии, оказалась в числе призёров окружного конкурса педагогического мастерства в номинации «Учитель года Ямала – 2018». Абсолютным победителем окружного конкурса «Лучший директор школы Ямала – 2018», который состоялся впервые в нашем регионе, стала директор второй школы Елена Сивицкая. В числе лучших педагогов – заместитель директора школы, учитель физики и астрономии школы № 4 Елена Майорова, учитель информатики Обдорской гимназии Николай Щетинин, а также учитель географии третьей школы Лариса Гилёва.

В роли гор, морей и течений

Пожалуй, нет такого человека, который, перешагнув школьный порог и отправившись в самостоятельное путешествие по жизни, не вспоминал бы по-доброму те увлекательные открытия и встречи, которые довелось пережить в школе на уроке географии. Увлекли эти уроки и пятиклассницу Ларису, а ещё завораживала родная природа Алтая, что и сыграло свою роль в выборе профессии – стать учителем географии. В другой роли она себя и не представляла.

Согласитесь, география и сегодня стоит особняком среди других школьных дисциплин. С одной стороны, точная наука, в которой всё подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путём опыта и исследований. С другой, это любимый предмет мечтателей и путешественников.

В методике преподавания географии педагога Ларисы Гилёвой ключевое слово – «проект». А ещё Лариса Владимировна любит применять на своих занятиях элементы театрализации. На одном из открытых уроков на вопросы учителя семиклассники отвечали с помощью небольших инсценировок. Ребята запоминали особенности климата тех или иных мест на Земле, выступая в роли гор, морей, пустынь, тёплых и холодных течений. И обычный урок географии, посвящённый течениям, превратился в увлекательное путешествие по карте мира.

С тех пор как Лариса Гилёва начала преподавать географию, прошло 23 года, из них почти 13 лет – для салехардских учеников 5–11 классов третьей школы.

– Я всегда своих учеников настраиваю: мой предмет самый значимый. Он связан и с биологией, и с физикой, и с химией, и с историей. Без знания географии, считаю, человек недостаточно ориентирован в жизни. Стараюсь в детях выработать убеждение: каждый должен знать свою страну, Родину, гордиться ею, – говорит Лариса Владимировна.

В таком случае учитель географии не только географ, а ещё и биолог, историк, краевед, археолог и экскурсовод в одном лице, просто человек-энциклопедия. На каждое детское «почему» у него всегда найдётся ответ. Но переданные знания, даже если они всеобъемлющие, остаются мёртвым грузом, когда не находят практического применения. Хотя, казалось бы, всё уже изучено и открыто, но, занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, и дети, и сам учитель понимают, что это не так.

Школа № 3 является муниципальной инновационной площадкой «Внедрение в систему образования эффективной модели реализации ФГОС общего образования», а также федеральной экспериментальной площадкой Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего» по теме «Психолого-педагогические условия для развития детской одарённости в общеобразовательном учреждении». И такое сотрудничество – наилучшая возможность для каждого ребёнка проявить творческую самостоятельность и сформировать своё отношение к окружающему миру.

– Участвуем в предлагаемых экологических проектах. А тема важная: окружающая природа – наш дом, за которым мы должны ухаживать и беречь, – отмечает учитель географии.

Темы проектов разнообразные, а исследовательские работы оказываются успешными и порой востребованными. Подтверждение тому – победы на муниципальном и окружном уровнях, и даже всероссийском. К примеру, многим горожанам могут пригодиться исследования Дианы Абдулаевой, которая решила вырастить зелёный лук без почвы, в опилках, с использованием бумажных полотенец. Её проект «Гидропоника: выход для салехардцев» принёс победу на ХIХ городской научно-исследовательской конференции учащихся «Шаги в науку - 2018». А исследовательская работа «Изучение политических карт разных стран мира» Владлена Цымбалова также была высоко оценена на III региональной научной конференции «Тропой открытий», заслужив диплом первой степени.

Таких дипломов победителей – её учеников – за работу над проектами уже трудно перечесть. Исследованиями заняты почти все десятиклассники, для которых школьное географическое образование помогает не только подготовиться к жизни, а ещё создаёт предпосылки для развития успешной личности.

Хотим радугу!

Более широкие возможности обозначились четыре года назад, когда Лариса Гилёва возглавила муниципальную инновационную площадку «Школа проектной деятельности».

– Теперь выходим за рамки школы: бываем на различных предприятиях и в учреждениях города, посещаем МВК имени И.С. Шемановского, Детскую школу искусств имени Елены Образцовой и Дом ремёсел, провели с девятиклассниками квест в детском саду «Улыбка», дружим с Центром детского творчества «Надежда», – после такого монолога собеседника понимаешь, что понятие «проект» границ не имеет.

Насколько интересно школьникам рядом с таким учителем, когда можно побывать на метеостанции и проследить за выпущенным в небо зондом, увидеть, как собираются данные о погоде, понятно без слов. А ещё сами дети создавали карту звёздного неба над Ямалом, слушали рассказ об экологическом десанте на остров Белый, как создавался гимн округа. Проект «Ожившие картины» раскрыл артистический потенциал в каждом, кто участвовал после изучения творчества одного из художников в театрализации его знаменитой работы. Как будто прочувствовали состояние героев картин «Опять двойка», «Бурлаки на Волге» и других.

Истинный профессионал, учитель Лариса Гилёва понимает, что выстраивание отношений с детьми – кропотливая работа, и требует много энергии и труда. Хороший специалист всегда будет чувствовать от учеников отдачу – а это выше всякой похвалы. Она признаётся:

– Всегда анализирую, что детям нравится, когда они занимаются в творческих группах. К примеру, загорелись проектом «Можно ли радугу сделать в домашних условиях?». Всем было очень интересно.

Чтобы увлечь и расположить к себе ребят, приходится много трудиться, постоянно совершенствоваться, не жалеть ни сил, ни свободного времени, даже в каникулы. Огромный плюс – поддержка и понимание со стороны четырёх сыновей и супруга.

На каждом уроке и при каждой встрече со школьниками Лариса Владимировна старается пройти с ними путь, полный тайн и открытий, рассказать о замечательной планете Земля, помочь понять причины природных явлений, познать себя и окружающий мир. Она, как и каждый педагог, кто сегодня трудится в школе, понимает, что работает на будущее и в ответе за это будущее.

Фото к статье
Под парусом мечтыПод парусом мечты
Фото:Надежда СЕМЁНОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт