Движение науки на Ямале

«ПК» № от 13 сентября 2018
Движение науки на Ямале

Специалисты Окружного центра изучения Арктики провели ряд различных научно-исследовательских работ на стационарах «Еркута», «Сабетта» на озере Парисенто, в горах Полярного Урала и на других точках автономного округа.

Северный широтный ход…

Такую фундаментальную науку, как археологию, использовали для решения практических задач и развития Ямало-Ненецкого автономного округа. В полевой сезон 2018 года учёные провели археологическое обследование трассы Северного широтного хода. Старший научный сотрудник научного центра Андрей Гусев пояснил, что любой строительный проект, особенно такой масштабный, как железная дорога, проходит огромное количество предварительных процедур. До начала её строительства должны быть проведены различные экологические, геологические и археологические обследования, чтобы не разрушить какие-либо древние памятники, которые могут оказаться на территории будущей стройки.

И учёные обследовали около четырёхсот километров трассы в Приуральском и Надымском районах.

– На этих километрах будущей трассы ничего из археологического наследия обнаружить не удалось, – сказал Андрей Гусев. – Лишь в Надымском районе обнаружили останки артефактов, относящихся, вероятно, к эпохе неолита. Логическим объяснением является то, что трасса проходит на удалении от главных водных магистралей региона, к которым в древности прижимались поселения.

Заведующая сектором археологии  кандидат исторических наук Наталья Фёдорова отметила, что идее Северного широтного хода чуть более тысячи лет. По распределению в регионе артефактов как сибирских, так и привозных, можно сделать вывод о том, что с XI века Северный широтный ход исправно функционировал в сухопутном и морском вариантах. В XV–XVI веках северный ход до Обдорска шёл через Пустозерск, Печору и Собскую заставу, также шёл и морем. В XIX веке сибирскими купцами были инициированы два проекта железной дороги, отклонённых правительством Империи.

– То, что сегодня предпринимает правительство автономного округа, очень важно, потому что теперь есть надежда, что Северный широтный ход заработает, – подытожила Наталья Фёдорова.

…и ямальские мумии

Новые открытия сделаны археологами на средневековом некрополе вблизи посёлка Зелёный Яр. Этот археологический памятник стал известен благодаря мумифицированным останкам, обнаруженным здесь в разные годы. Комплекс открыт в 1997 году российско-американской экспедицией по ходу проекта «Живой Ямал». Первые раскопки начались в 1999 году и дали сенсационный результат: была найдена мумия девочки Ики – возраст ребёнка примерно семь-восемь лет, а самого захоронения – около полутора тысяч лет! Затем нашли мумию белого мужчины-европеоида – это «Рыжий воин» в боевом облачении примерно ХII века. Генетические исследования находок проводят учёные Института молекулярной генетики РАН и Сеульского университета (Южная Корея). Результаты будут представлены в 2019 году. В ходе дальнейших работ выяснилось, что комплекс состоит из трёх памятников нашей эры: бронзолитейной мастерской VI–VII веков, могильника VIII–IX веков и могильника XIII века. За 1999–2002 годы было вскрыто 35 погребений.

А в этом году экспедиция сотрудников Центра изучения Арктики сделала раскоп и нашла шесть новых захоронений. Два из них разграбили ещё в древности, а четыре оказались целыми, три из них принадлежат предположительно мужчинам в возрасте 40–50 лет, и одно – мальчику 6–7 лет.

По словам научного сотрудника Центра Александра Гусева, большой интерес представляет детское захоронение, где археологи обнаружили два бронзовых височных кольца; медные пластины, какие традиционно укладывались в погребения на некрополе; бронзовый браслет, разломленный на три части, одна из которых находилась в области левой руки, а две – под головой. В погребении найдена рукоять ножа с изображением птицы. Впервые обнаружены ножны с деревянным лезвием внутри. Учёные провели аналогию с могилой ребёнка примерно такого же возраста, вскрытой в 2015 году, и сделали вывод об особом отношении хозяев некрополя к мальчикам этого возраста. Также в полевой сезон археологи изучили могильник Нюрымпосллор, расположенный между Салехардом и Зелёным Яром. Учёные не исключают связь между некрополями.

– Там прослеживается предположительно 26 могил, как одиночные, так и двойные захоронения, – сказал Александр Гусев. – Мы вскрыли одно захоронение и неожиданно для себя обнаружили… имитацию могилы.

Учёные полагают, что изучение комплекса Зелёный Яр прольёт свет на жизнь населения севера Западной Сибири в эпоху Средневековья и расскажет о том, кто обитал здесь в первое тысячелетие нашей эры. А в Салехарде при раскопках в Городском саду археологи на глубине около полутора метров нашли древнее захоронение времён энеолита (медный век) с уникальным инвентарём. Это захоронение возрастом более четырёх тысяч лет – редкость для циркумполярной зоны, что повышает его историко-культурную ценность для учёных и для истории окружной столицы.

Как жить в глобализацию аборигенам

Занимались учёные и будущим региона, его коренного населения. В Надымском районе прошла международная летняя школа на тему «Уровень жизни коренных народов циркумполярного региона: традиции, здоровье и глобализация». Её организовал Научный центр изучения Арк­тики совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом им. М.В. Ломоносова. Участие в школе приняли студенты и молодые учёные из Океанического университета (Китай), Башкирского, Тюменского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Научного центра изучения Арктики, Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова и компании «Газпром добыча Надым».

В программу этой летней школы входила и экспедиция по рекам Надым и Большой Ярудей. Студенты и молодые учёные посетили село Нори и стойбище оленеводов, собрали обширный материал по изучению особенностей использования биоресурсов реки Надым и ведения традиционного хозяйства. По результатам исследований молодые учёные подготовили проектные работы с рекомендациями по рациональному использованию биоресурсов реки Надым, повышению экспортного потенциала продуктов оленеводства и использованию их для питания и оздоровления людей. Опираясь на изученный опыт, предложили методы снижения экологического риска и повышения эффективности использования пастбищных ресурсов. Участники из России и Китая также получили возможность совершенствовать навыки проведения полевых, экспериментальных и аналитических исследований, расширить свой кругозор.

И горные походы учёных

Завершилась научная гляциологическая экспедиция по изучению ледника ИГАН на Полярном Урале в условиях меняющегося климата. В этом году исполняется 55 лет со времени открытия ледника советским гляциологом Леонидом Долгушиным, и 100 лет отметит Институт географии РАН, в честь которого назван ледник. Сегодня на его территории работали специалисты Научного центра изучения Арктики, Московского государственного университета и Института нефтегазовой геологии и геофизики из Новосибирска.

Погода в этом году благоволила участникам экспедиции, и учёным удалось выполнить перечень запланированных работ. По словам Михаила Иванова, научного сотрудника кафедры криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, были выполнены: съёмка высоты поверхности ледника, георадиолокационное зондирование для определения мощности и запасов льда, электротомография приледникового озера и прилегающих морей (ледниковых отложений) для исследования их строения, выявления ледяных ядер и оценки прорывоопасности озера.

Исследования показали, что ледник находится в активной фазе и продолжает двигаться в равновесии с современным климатом. В то же время ледник продолжает формироваться. Его верх покрывает снежная шапка, которая постепенно превращается в лёд. Полная картина, по оценкам учёных, будет понятна после обработки полученных результатов геодезической, тахеометрической и топографических съёмок, а также построения 3D-модели ледника ИГАН. Как рассказал научный сотрудник сектора эколого-биологических исследований Научного центра изучения Арк­тики Василий Кобелев, впервые для съёмки поверхности ледника использовался квадрокоптер. В следующем году учёные планируют продолжить исследования, чтобы выстроить долговременную цепочку наблюдений и сравнить их с результатами ХХ века, когда экспедиции на ледник проводились гляциологами ежегодно.

А в зимний сезон 2018 года Центр изучения Арктики планирует провести ряд новых полевых работ по изучению путей миграции животных и состояния снегов на территории Ямала и её вечной мерзлоты.

Движение науки на ЯмалеДвижение науки на ЯмалеДвижение науки на Ямале