наверх

Не всё новое – незнакомое

«ПК» № от 19 сентября 2013
Не всё новое – незнакомое

У родителей школьников с вступлением в силу нового закона об образовании возникают вопросы. Но беспокойство беспричинно, уверены салехардские педагоги: многое из нововведений не так уж и непривычно, а слухи о некотором явно преувеличены. 

Развенчивая миф

В электронных СМИ стала появляться тревожная информация о том, что обучение в школах станет теперь платным. При обсуждении проекта нового образовательного закона в самом деле, было много разговоров по поводу того, за что родителям нужно платить, а за что нет. Однако и теперь эта тема остаётся популярной. Поэтому она была поднята на традиционной августовской педагогической конференции, недавно завершившейся в окружной столице.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определено, что в рамках основной школьной программы образование будет бесплатным. Следует отметить, что ФГОС вводится уже и для дошкольников, поэтому для них образование также будет гарантировано бесплатным. А за всё, что связано с присмотром и уходом, как и раньше, родители будут вносить деньги, но в этой части есть пояснения. О них рассказывает начальник департамента образования администрации Салехарда Галина Даниляк:

– В нормативных актах указано, что содержание основных средств учреждения, коммунальные расходы родители финансировать не будут. Другое дело – организация питания, хозяйственно-бытового обслуживания дошкольников, гигиенического ухода и режима дня. Но и здесь, если произойдёт повышение, то незначительное. В законе прописаны и компенсации родителям, дети которых будут зачислены в дошкольные образовательные организации. Их размер на первого ребёнка составляет 20 процентов, на второго 50 и на третьего 70 от стоимости родительской платы.

Как уже было сказано, основная школьная программа также будет преподаваться бесплатно, но наряду с этим абсолютно все образовательные учреждения имеют право предлагать платные услуги, правила их оказания утверждены постановлением Правительства РФ. Проще говоря, это занятия, финансирование которых не предусмотрено бюджетом федеральным или региональным.

Кстати, подобные услуги в нашем городе не новшество. Более того, они вполне востребованы родителями без какого-либо принуждения. Так, в школе №2, по словам директора Елены Сивицкой, таковых пять, в том числе подготовительные курсы для дошколят «Солнышко», изучение английского языка с начальной школы, курс «Дорога к пятёрке далеко за страницами школьных учебников». Все они, особенно те, что готовят к школе, пользуются спросом: родители стремятся, чтобы ребёнок был адаптирован к поступлению в первый класс и психологически комфортно влился в семью учеников.

Платные услуги не новость и для учреждений дополнительного образования. Уже 10 лет в центре детского творчества «Надежда» для детей пяти-семи лет успешно действует двухгодичная школа раннего развития «Росток».

– Мы с детьми не пишем, не считаем, а лепим, рисуем, танцуем, учим их разговаривать, активно участвовать в различных мероприятиях.

Мама всё видит дома

С первого сентября все школы окончательно переходят на электронный журнал. Почему окончательно? Потому что в Салехарде такой опыт тоже имеется, экспериментально его  уже опробовала на себе школа №1.  

– В прошлом учебном году в пилотном режиме реализовался проект «Сетевой город образования», минусов мы не выявили, – делится успехами директор Андрей Меха. – Случались только некоторые технические неожиданности. Например, когда два учителя работают в одной параллели, каждому рабочую программу нужно заполнять отдельно. Иначе, если один заболеет, другому невозможно будет внести изменения. Основная задача – создание открытого информационного пространства, что само по себе способствует повышению качества образования. Каждый пользователь, а это все субъекты образовательного процесса – учителя, ученики и родители получают логин и пароль и могут войти в эту систему абсолютно с любого компьютера или телефона, где есть доступ в сеть Интернет. Очевидные преимущества – оперативный доступ к расписанию, информации об успеваемости детей и посещении ими занятий. Кроме того, имеется очень полезная опция – форум, а значит, можно задавать и обсуждать  вопросы, возникающие в ходе учебного процесса. Также в этой системе есть электронная почта – внутренняя связь между всеми субъектами образовательного процесса. То есть родитель, видя в классном электронном журнале оценку, которая его не устраивает, может написать письмо учителю с просьбой разъяснить ситуацию.

На расстоянии звонка

Новые технологии позволяют совершенствовать учебный процесс. С их развитием появляется реальная возможность обучения на расстоянии. Для нашего региона это особенно актуально, поскольку, как известно, суровые климатические условия вносят свои коррективы, и в холодное время года часто бывают актированные дни, из-за чего учёба прерывается. В итоге младшие школьники могут неделями сидеть дома. Дистанционное образование позволяет учителю выходить на контакт с учениками, отправлять домашнее задание. О развитии этого направления в школе с углублённым изучением отдельных предметов делился опытом её директор Владимир Жирнов:

– Благодаря поддержке департаментов образования Ямала и города, а также администрации Салехарда мы разработали собственный проект – «Открытая школа». Он будет реализовываться в течение трёх лет. Уже в этом мы приобрели три интерактивных комплекса, они позволят в дистанционном режиме проводить занятия с учащимися в случае, если те находятся дома, допустим, в актированные дни или на больничном. В рамках этого проекта мы выиграли минувшим летом грант на 500 тысяч рублей, администрация города добавляет нам 496 тысяч, и мы на эти средства вскоре приобретём пять переносных видеокамер. Для обслуживания системы будет установлен сервер. Я думаю, всё, что мы сейчас предпринимаем, послужит повышению качества образовательного процесса и позволит несколько снять напряжённость, возникающую из-за потери учебных часов в актированные дни.

Следует также отметить, что новый закон ориентирован на разные образовательные потребности, в частности, он устанавливает индивидуальный подход в обучении. И здесь имеется наработанный опыт, связанный с дистанционным обучением детей с ограниченными возможностями здоровья. У четырёх ребят дома уже созданы необходимые условия, родители прошли обучение пользованию видеоконференцсвязью, и педагоги занимаются с детьми на расстоянии. Получается, что новый закон дистанционное и электронное обучение легализует.  Снова вторая школа и её ещё один интересный опыт:

– На базе нашей библиотеки создан информационный центр, задача которого – обеспечить информационными образовательными ресурсами всех учеников, по потребности, – рассказывает Елена Сивицкая. – Есть электронный адрес, куда можно отправлять заявки и получать в электронном виде учебник, произведение художественной литературы. Информационную базу мы создавали два года, сегодня она работает, и учителя, ученики, их родители могут воспользоваться ресурсами библиотечного центра.

Две салехардские школы почувствовали на себе плюсы современных электронных технологий. Планируется, что в скором времени такая возможность будет и у остальных общеобразовательных учреждений. Педагоги призывают родителей не забывать пользоваться ими, и как можно чаще выходить на связь со школой.

Фото:Надежда СЕМЁНОВА
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт