наверх

Говорящие рисунки

«ПК» № от 11 февраля 2021
Говорящие рисунки

Под внимательным взглядом откроются многие тайны 

Старожил города Геннадий Сысолятин убеждён, в пятидесятых годах прошлого века в оформлении столь важного документа – почётной грамоты, которую утверждали в высоких инстанциях, не было ни одной случайной детали.

Как пишет Геннадий Сысолятин в своей книге «Салехард. Отдельные страницы истории», в фондах Музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского среди множества экспонатов хранятся две почётные грамоты. Одна подписана для Вануйто Николая Ивановича, директора оленеводческих совхозов, позднее он был председателем Ямало-Ненецкого исполкома окружного Совета депутатов трудящихся. Другая предназначалась для Вакуевой Антонины Анисимовны, заведующей интернатом школы культпросветработников в Салехарде. 

– Эти грамоты ещё в шестидесятых годах передали в дар музею родственники Николая Вануйто и Антонины Вакуевой. В какой же обстановке они были вручены? – спрашивает он и предлагает читателям представить всё происходящее в тот исторический момент.

…В Салехарде 10 декабря 1950 года в Окружном Доме культуры народов Севера состоялось тожественное заседание в честь двадцатилетия образования Ямало-Ненецкого национального округа. В зале были рыбаки, охотники, оленеводы, передовики производства, интеллигенция, военные с жёнами, специалисты и вольнонаёмные 501-й стройки.

В президиуме на сцене – представители городской власти, Ямало-Ненецкого окружного комитета коммунистической партии, Ямало-Ненецкого исполкома окружного Совета депутатов трудящихся, сотрудники Главного Управления и Политотдела Строительства № 501 железной дороги Чум – Салехард – Игарка ГУЛЖДС МВД СССР, а также руководители штаба Управления Обского исправительного трудового лагеря Северного Управления ГУЛАГа.

По одному называют фамилии. Награждённые с волнением поднимаются на сцену и принимают грамоты под туш оркестра… В ответном слове дают обязательства приложить все усилия, чтобы выполнить и перевыполнить намеченные планы…

Буквы, похожие на чум 

Художественное оформление грамот (дизайн, как сказали бы сейчас) возвращает современников в середину XX века. Как рассказывает автор, награды в качестве морального поощрения были изготовлены в Свердловской типографии по согласованным и утверждённым эскизам. В то время каждое агитационное слово, каждый рисунок, сопровождающий официальные документы, имели важный смысл и значение.

Грамоты тиражом пятьсот экземпляров были направлены на Ямал и в Ханты-Мансийский округ. На бланках напечатан текст, стоят печать и личные подписи руководителей областного уровня. На местах оставалось внести фамилию и инициалы награждённого. 

Детально описывая оформление грамоты, особое внимание краевед обращает на национальный орнамент народов Севера – элемент, указывающий на единение аборигенов и власти, стремление государства улучшить их жизнь при социализме, ликвидировать безграмотность. Полосу с узором обвивают ленты красного цвета. Не обошлось без символа крестьянского труда – хлебных колосьев. 

– Приглядываемся ещё: вот лесоруб с бензопилой, трактор «Сталинец» на лесозаготовках в Югре (на самом деле в зимней тайге заготавливали лес женщины-заключённые и летом по Иртышу и Оби его сплавляли плотами в Салехард и Лабытнанги для изготовления стройматериалов, шпал и крепёжных свай в шахтах Воркуты). Символизирует достижения людей в тайге и на рыбных промыслах Оби и Обской губы рыбак с осетрами (чёрная икра – валюта страны), – продолжает интересные наблюдения и выводы Геннадий Владимирович. – Колёсный пароход означает налаженное судоходство речного транспорта по перевозке пассажиров и грузов от Тюмени до

Карского моря. 

А вот упряжка оленевода, бегущая рядом с паровозом, кажется абсурдом, обращает внимание дотошный автор. Какая железная дорога в необжитых просторах тундры? Мечта?

– Нет, реальность. Тюменский областной комитет ВКП (б) был куратором 501-й стройки на Ямале с 1947 года. Вся работа велась под контролем областного начальства. Отчёты об успехах на строительстве железной дороги немедленно передавали в Тюмень и Москву, – констатирует факт Геннадий Сысолятин. 

Предлагает он приглядеться и к выбранному шрифту в словах «лет» и «грамота», где буквы «а», «л», «м» стилизованы в виде чума со струящимся дымком. Оленевод на упряжке едет по снегу вдоль телефонно-телеграфной столбовой линии. Вероятнее всего, это прямая линия связи Москва – Салехард – Игарка – Норильск. 

Нарисовал и рассекретил

Изображён на грамоте и паровоз с грузовыми вагонами, прибывший, вероятно, из-за Урала по временному одноколейному пути, проложенному по старой дороге оленеводов – варге – из Коми АССР по Елецкому седлу Полярного Урала. Состав как будто подъезжает к легкоузнаваемому зданию железнодорожного вокзала станции Лабытнанги. На картинке из трубы вьётся дымок. Паровоз работал на угле. Его везли из Кузбасса и Воркуты. Виден даже деревянный заборчик из штакетника, он обозначает границу перрона станции.

Слева, на фоне гор – небольшое работающее горное предприятие. Возможно, Харбейское месторождение молибдена. Его тоже осваивали заключённые, в 1950 году там был построен лагерь. Добыча и обогащение руды производились вручную. 

Чем примечательны эти рисунки? Тем, что почётная грамота из прошлого века, по сути, раскрывает достижения секретной 501-й стройки – важного проекта ГУЛАГа – стратегического объекта для соединения Таймырского промышленного комплекса от станции Игарка на Енисее до станции Чум Печорской железной дороги за Уралом в европейской части страны. 

 

Фото:Фрагменты грамот из архива МВК
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт