Чтобы обсудить современные вызовы и требования времени
На пятый арктический образовательный форум в Салехард съехались около шестисот представителей российских вузов, агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, учителя и ведущие эксперты в области образования.
Двигаемся вперёд!
Для Ямала такое масштабное событие в рамках общей темы «Арктика – новые образовательные векторы: от глобальных вызовов к локальным практикам» стало и проверкой на полную готовность к Году науки и технологий, объявленному президентом страны. По поручению губернатора Дмитрия Артюхова школы в округе переоснащаются, одна за другой открываются «Точки роста» – около пятидесяти, усиливается физико-математический профиль обучения, современные навыки школьники получают в мобильных технопарках – от 3D-моделирования до управления квадрокоптером, в колледжах развивается сеть корпоративных ресурсных центров при поддержке ведущих компаний и растёт число мастерских, оборудованных современными лабораториями. В своём ежегодном докладе Дмитрий Артюхов рассказал, что за пять лет будет построено 25 новых школ, в 58 пройдёт реновация.
Обращаясь с приветственным словом к участникам форума, глава региона отметил, что образование должно давать ответ на все вызовы времени:
– Мы видим, как резко в нашу жизнь вошли новые технологии, программирование, и, конечно, школьная программа должна соответствовать. Образовательная система, в которую постоянно внедряются современные подходы, наши школы и учителя успешно с этой задачей справляются, ведь дети показывают отличные результаты на ЕГЭ, олимпиадах. Нужно и дальше двигаться вперёд.
Дмитрий Артюхов побывал на выставке форума, где образовательные учреждения всех муниципалитетов округа представили лучшие педагогические практики и новейшее оборудование. Экспозиции внимательно изучил и глава окружной столицы Алексей Титовский. Он заявил, что был приятно удивлён увиденным и приметил технологические новинки, которые запланировал обязательно внедрить в строящихся школах в Салехарде.
Пусть миром правит любовь
Полезную информацию для себя смогли найти все участники образовательного процесса – и руководители, и педагоги, и родители, и ученики. Арктический форум позволил обменяться опытом среди опорных школ, а также между лучшими педагогами и ведущими экспертами, расширив границы даже для зарубежных коллег.
Попасть на лекции автора и ведущего развивающих и образовательных программ, соавтора профориентационного тренинга Тимура Жаббарова всегда огромная удача даже для москвичей. На этот раз с участниками форума он поговорил о том, как помочь подросткам делать выбор:
– Для того чтобы стать устойчивыми к вызовам, чувствующими и способными принимать решения в новом мире, нам всем нужна осознанность. И предлагаем развивать её с подросткового возраста, начиная с момента возникновения вопросов о самоопределении, в том числе в профессиональном.
Другую тему, волнующую практически каждого взрослого, – об информационной безопасности детей – взял за основу в своём выступлении Евгений Ямбург, доктор педагогических наук директор одной из известных московских школ, педагоги которой обучают и больных раком маленьких пациентов клиники имени Димы Рогачёва.
Возможно, многие из слушателей, среди которых были и педагоги, и родители, после этой встречи поменяют свой взгляд на проблему после таких высказываний Евгения Александровича:
– Когда ругают интернет, мне смешно. Это открытый мир, закрыть его не удастся, как открытую Америку. Интернет-ресурсы ни с чем не сравнить. Безопасность только повод разобраться в том клубке противоречий, с которыми мы сегодня сталкиваемся.
Достижением для родителей он считает период пандемии, когда они стали вникать в содержание образования, а для учителей это стало почти героическим испытанием наравне с врачами.
По его мнению, пользу интернета можно извлекать для детей и дошкольного возраста, помогая им в создании видеороликов, по примеру проекта «Пироги моей бабушки»: развивать моторику при совместной выпечке, оттачивать монологическую речь во время рассказа, как всё готовили, а у других, кто всё это смотрел, – мотивацию. Постепенно такие «шедевры» будут пополнять портфолио, и когда девочка станет мамой, будет показывать «артефакт» своим детям.
Сильнее тот, кто в руках держит эти технологии, уверен Евгений Ямбург. Более убедительный пример, как это помогает не терять оптимизма и даже спасает жизни детей, больных раком, наверное, трудно подобрать. Об этом вместе с коллегами он снял восемь фильмов.
– Диагноз не приговор, каждый ребёнок имеет право на чудо. Быть сильными духом при затруднённом дыхании, движении помогает мотивация – надо бороться! И эти дети учат нас жить, – рассказывает потомственный учитель, написавший несколько книг о педагогике. Из всех рассказанных и показанных историй одна про девочку Лизу Петухову. При смертельном диагнозе у неё открылся талант – абсолютный слух и хороший голос, ей помогли заниматься и записать с известными рок-музыкантами свой альбом, в котором одна из её песен под названием «Пусть миром правит любовь!». Согласитесь, почти созвучие с учительским кредо, высказанным ещё знаменитым Сухомлинским: «Сердце отдаю детям».
Что нас делает крепче и сильнее
Каждая из салехардских школ стала площадкой для обмена успешным опытом в поддержке и развитии способностей и талантов детей. Так, коллектив третьей школы презентовал возможности образовательных наборов по прикладному программированию и робототехнике для детей от пяти лет – «Амперку», «Матрёшку Z», CubroidCodingBlock и электронный конструктор Йодо.
– Наборы позволяют проверить на практике теорию, которую мы изучаем на физике. Параллельно школьники осваивают основы программирования и информатики, – поделился учитель физики и руководитель центра образования «Точка роста» в этой школе Олег Угинов.
По направлению «Из школы – в профессию» Обдорская гимназия представила образовательную программу первого на Ямале «ЛУКОЙЛ-класса», где ребята углублённо изучают физику, математику и химию. А гость форума, директор по продвижению образовательных инициатив в органах власти компании «Яндекс» Дмитрий Растворов, в беседе с корреспондентом «ПК» поделился положительными впечатлениями о сотрудничестве с гимназией в бесплатном пилотном проекте «Яндекс.Лицей»:
– Это возможность для детей 8–10 классов получить навыки младшего джуниор-программиста. Такая площадка на базе Обдорской гимназии открыта для всех обучающихся школ города, которые пройдут отбор. Проект направлен на изучение промышленного программирования. Уже успешно зарекомендовала себя платформа для дошкольников и учителей начальных классов «Яндекс.Учебник».
Ученики второй школы вместе с педагогами и директором Еленой Сивицкой представили экспертному сообществу успешную образовательную практику физико-математического класса ПАО «НОВАТЭК». Её основные направления: подготовка к олимпиадам и к ЕГЭ по физике, математике и информатике на уровне повышенной сложности, инженерная подготовка в компетенции «Изготовление прототипов».
Программа воспитания этой школы участвовала в отборе лучших муниципальных практик на «Ямальский педсовет». Как отметила заместитель директора Татьяна Аксёнова, система воспитательной работы у них связана с историей школы, что даёт возможность успешно и разносторонне участвовать в инновационных процессах. Одним из четырнадцати направлений, по которому вот уже в течение десяти лет строится процесс становления личности, выбрано волонтёрство. Так, добровольцы отряда «Радуга» отвечают за социальное волонтёрство, участники школьного лесничества «Росток» – за эковолонтёрство, а отряд «Волонтёры Победы» – за развитие в духе патриотизма.
«Добровольческая деятельность – путь к милосердию. Сострадание и желание безвозмездно оказывать помощь нуждающимся делает нас крепче и сильнее» – с таким выводом педагога трудно не согласиться.
Профессии настоящего и будущего
Фестиваль арктических профессий – традиционное мероприятие для образовательного форума. И его фишка, по словам и.о. директора Ямальского многопрофильного колледжа Тамары Токманцевой, этнокультурная составляющая образования:
– Гордость колледжа – компетенции, направленные на развитие кочевого образования, где готовят ребят для работы в местных условиях. К примеру, кочевой фельдшер, кочевой учитель, хозяйка чума. В планах презентовать проект «Колледж – центр этнокультурного образования».
А семиклассники первой школы побывали на профессиональных пробах на площадке «Арктика под микроскопом». Студенты специальности «Лабораторная диагностика» учили школьников исследовать с помощью микроскопов кровь, определять в ней уровень глюкозы. А на мастер-классе по приготовлению рулета из рыбного фарша стало интересно и заместителю директора детского дома «Сияние Севера» в Тюмени Любови Белецкой:
– У нас есть дети из числа коренных народов Севера, с ними реализуется проект «Семейное кафе». И я хотела бы получить урок правильного приготовления рыбы, преподнести его затем детям и воспитателям.
Каждая из профессий востребована в Арктике. Важной остаётся их связь с экономическим развитием округа, а именно с электроэнергетикой, транспортом, информационно-телекоммуникационными технологиями.