Благодаря и его поддержке Обдорск стал Салехардом
Этой осенью – 5 октября – исполнится 75 лет со дня смерти Ивана Фёдоровича Ного – одного из создателей Ямало-Ненецкого округа, первОГО ненецкОГО литераторА и предпринимателЯ-экономиста.
Судьба Ивана Ного связана с Обдорском-Салехардом, куда его привезли ребёнком, и где, повзрослев, он строил жизнь своего народа. Вся деятельность Ного связана с созданием государственности, экономики, системы хозяйства, литературы, образования и культуры коренного населения Крайнего Севера Западной Сибири, в чьих интересах в 1930 году образован Ямало-Ненецкий округ. Иван Ного, благодаря полученному образованию, огромной жизненной энергии, прошёл путь от батрака до крупного руководителя государственных органов власти региона и стал первым ненецким литератором и драматургом, создателем ненецкого литературного языка.
Отдавая дань уважения, исполком окрсовета в сентябре 1947 года решил «в целях увековечения памяти депутата Ямало-Ненецкого окружного Совета Ного Ивана Фёдоровича, учитывая его крупные заслуги в деле хозяйственного и культурного строительства в округе, – переименовать в Салехарде Больничную улицу в улицу Ивана Фёдоровича Ного».
На его 130-летний юбилей откликнулись в МВК им. И. С. Шемановского, музее Леонида Лапцуя, Центральной библиотеке города. А творческая группа региональной компании «Ямал-Медиа» сняла короткометражный фильм. Но личность Ивана Ного, его жизнь – это и биография Салехарда и Ямала в первой половине XX века. О чём мы и расскажем подробнее.
Так начиналась жизнь
Родился Иван Ного в местечке Сявта Большеземельской тундры Архангельской губернии 23 сентября 1891 года. Семья была бедной, и кусок хлеба у них был не каждый день. Отец после смерти первой жены, наслышанный о богатом Обдорске, отправился туда, надеясь разбогатеть. Но богатой и сытной жизни не нашёл и умер в Обдорске. Ивана забрала бабушка, с которой ходил по миру, просил милостыню для пропитания, как он писал в автобиографии. Затем в 1899 году на восьмом году жизни он ушёл от неё и подался работать по найму, кто возьмёт.
Дети тогда начинали работать рано, труд их ценился дёшево. Иван был мальчик смышлёный и энергичный, в 1903 году он прибился к Обдорской миссии, где его принял на обучение в миссионерскую школу отец Иринарх. Зимой Иван учился, а летом работал где придётся, чаще на погрузке-выгрузке рыбы в Обдорске – за учёбу надо было платить и кормиться.
В 1907 году он окончил четыре класса школы. В ней учили русскому языку, чтению, правописанию, арифметике, географии, Закону Божьему. Так, по Закону Божьему он имел оценку за год – четыре; по славянским языкам – четыре; по арифметике и отечественной истории – три; по русскому языку и геометрии – четыре. Иван писал рассказы на библейские темы, о жизни в тундре, очень неплохие для подростка из неграмотной семьи, они сохранились в архиве. В школе он познакомился с учеником, также ненцем, Петром Хатанзеевым, в дальнейшем они много работали вместе. В 1938 году Хатанзеев перевёл на ненецкий язык пролетарский гимн «Интернационал» и создал азбуку для народа ханты. В Обдорской миссии Шемановского обратили внимание на успехи Ивана и направили учиться в деревню Зырянская Тюменского уезда. Но там Иван Ного проучился только год. Плата за обучение составляла 40 рублей в год, что было большой суммой для сироты, и осенью 1908 года Иван вернулся в Обдорск. Нанялся к купцу Ивану Карпову, где и работал до 1915-го.
Приказчик купеческий
В 1915 году 23-летнего Ивана Ного пригласил к себе приказчиком купец Иван Корнилов, у которого он трудился до 1918 года. Это серьёзная и ответственная работа – она требовала знания основ экономики, бухгалтерского учёта и торговли, а главное – умения ладить с людьми. Молодой человек был хорошо образован, знал родные языки (русский, ненецкий, ханты и коми). Он быстро выдвинулся у Корнилова, где вёл купеческую бухгалтерию и экономику хозяйства, а оно было крупным даже в масштабах нашей современности. Под Обдорским холмом располагались различные производственные сооружения, даже мельница для переработки зерна. Ранее, в 1914 году, Иван сошёлся с Наталией Ивановной, которая затем стала его женой, а её детей он воспитал, как родных.
В эти же годы (1907–1918) он познакомился с сосланными в Обдорск участниками революционных событий 1905 года и другими ссыльными. Село было невелико, и все знали всех. Ного служил у купца и встречался по различным надобностям со ссыльными: кто-то из них работал пекарем, кто-то каменщиком. Он общался с Тихоном Сенькиным, Богданом Кнунянцем, Михаилом Гаврюшиным, Иваном Глазковым и другими, которые рассказали образованному ненцу о началах марксизма, о партии РСДРП (б) – в дальнейшем ВКП (б). Встречались они в Обдорской библиотеке – центре интеллектуальной жизни тех лет, там же многое обсуждали с Иваном Шемановским до его отъезда. Один из большевиков Николай Немцов создал тогда же экономически эффективную рыбопромысловую артель, об этом знал Иван Ного, что ему пригодилось, когда он сделал свой выбор и стал строить советский Ямал.
Политэкономия Ямала
Революционные события в России докатились к весне 1918 года и до Обдорска. И на первых порах наш герой использовал опыт Немцова на практике, создав в 1918 году первое на севере Западной Сибири самоедско-остяцкое инородческое общество потребителей «Северный кооператор». На туземном съезде потребителей его выбрали председателем. Кооператив работал в смутные годы революции, гражданской войны и мятежей и обеспечивал население тундры продуктами и другими товарами, ведя промысел рыбы и зверя.
Ивану Ного принадлежит заслуга в спасении зерна, мукой из которого снабжали почти весь Обдорский край. В 1920 году в Обдорск с последними пароходами завезли 80 тысяч пудов зерна (пуд – 16 кг) и выгрузили на берег, но шла война, затем мятеж, и весной оно могло сгнить. После разгрома мятежников Ного назначили заведующим продовольственным отделом Обдорского районного исполнительного комитета, и он занялся спасением зерна вместе с Иваном Никитиным. Они нашли сухие склады, куда и перевезли зерно с берега Полуя.
Затем с 1921 по 1925 год Иван Ного работал в Райрыбе – это подразделение Тобольского рыбопромышленного треста и тесно связанного с ним Обдорского интегрального союза (кооператива), созданных для развития экономики региона. Обеспечивая продовольственную безопасность Обдорска и региона, занимался экономикой, хозяйством, и благодаря его деятельности голод на Ямале был минимальным.
В 1920–1922 годах Ного вместе с Иосифом Волковым, Павлом Сосуновым (они тогда руководили Обдорским Севером. – Прим. Авт.) участвовал в местной переписи населения, сделав вклад в демографию региона. Перепись готовилась Райрыбой для понимания и организации хозяйственных возможностей региона. Её итоги представили в Москву, в наркомат национальностей РСФСР, а затем обсудили на конференции племён Полярного Севера в Самарово в 1922 году. Там выдвинули идею Полярной автономии – объединения всех ненцев от Архангельска до Таймыра в одно образование, но их не поддержали.
А Ного, который хорошо знал возможности и потребности коренного населения, имел большой опыт торгово-закупочной деятельности, много ездил по рыболовецким пескам, зарекомендовав себя на этой работе как организатор, экономист и агитатор. В мае 1925 года его избрали членом президиума Обдорского районного исполнительного комитета, который управлял всей территорией огромного края. Это был новый уровень властных полномочий – избрание связано с его активной просветительской, общественной деятельностью и авторитетом среди населения.
В 1920–1922 годах Ного участник различных туземных конференций (съездов) в Обдорске, где аборигенное население требовало открывать школы и больницы, вводить кооперативные начала. Этим на практике и занимался Ного в Райрыбе. Он сотрудничал с Обдорским ветбакинститутом, консультировал сотрудников Приполярной переписи 1926–1927 годов на Ямале. В 1925-м Иван Ного стал делегатом XII Всероссийского и III Всесоюзного съездов Советов – на нём принимали Конституцию СССР и РСФСР.
На пути к округу
В те же годы шла работа по определению политических и организационных форм существования коренных малочисленных народов Севера, создания у них государственности, что и привело к образованию национальных округов. Этим занимался и Ного, он много ездил по тундрам Ямала, разъясняя необходимость и особенности создания национальных образований. В двадцатые-тридцатые годы вёл общественно-политическую деятельность в Обдорске и районах, был избран членом волостного, районного, окружного и областного Уральского советов депутатов трудящихся. В производственном отношении в 1928–1932 годах заведовал Щучьереченским отделением Обдорского интегралкооператива – это Приуральская тундра. Ездил по стойбищам и посёлкам с лекциями «О задачах, формах и методах работы сельских и кочевых советов».
В феврале 1932 года его избрали делегатом первого съезда Советов округа, на котором образован национальный округ. Тогда он поддержал предложение о переименовании Обдорска в Салехард, а спустя несколько лет вёл работу по повышению статуса Салехарда до городского уровня.
Из всех поездок Иван Ного привозил материалы по истории ненцев, фольклору, часть этих записей сохранилась на родном языке. Писал заметки по истории Ямала, в частности, по эпизодам его присоединения к России, о создании в Обдорске первых школ. Огромный массив сведений по экономике коренного населения, о встречах с аборигенами содержат записные книжки Ного. В те годы он обследовал школы-интернаты для учеников из коренных народов и требовал улучшения их быта, часто договариваясь о поставках в интернаты традиционных продуктов питания. Некоторые из материалов по рыбному хозяйству округа, по его экономике публиковались в окружной прессе того времени.
Ного, зная особенности коренного населения, как крупный советский работник составлял различные памятки для тех, кто ехал на работу или заготовки в тундру, где писал, как себя вести в том или ином месте, в той или иной ситуации, и эти практические советы помогали в работе. В тридцатых Ного окончил курсы советского строительства при Ленинградском университете народов Севера и часто бывал по различным политическим и экономическим делам в Москве, в высших органах власти и на различных курсах. В 1936–1937 годах возглавлял окружное отделение Комитета нового алфавита, в котором работал с Георгием Вербовым – известным этнографом Ямала. Тогда Ного поддержал выбор графической основы кириллицы для ненецкого алфавита. В начале тридцатых начинается писательская и литературно-организационная деятельность Ивана Ного, создание ненецкой литературы на родном и русском языках.