наверх

Иван Ного - экономист и литератор

«ПК» № от 16 июня 2022
Иван Ного - экономист и литератор

Благодаря его поддержке Обдорск стал Салехардом

Есть повод вспомнить о замечательном человеке – одном из создателей Ямало-Ненецкого округа Иване Фёдоровиче Ного. Его считают также одним из первых ненецких литераторов и предпринимателей-экономистов. В начале октября этого года исполнится 75 лет со дня его смерти. Вся его судьба была связана с Обдорском-Салехардом.

И снова об экономике

В начале своей карьеры Иван Ного работал в Райрыбе – подразделении Тобольского рыбопромышленного треста, созданного вскоре после революции. Его дальнейшая жизнь складывалась вместе с формированием в регионе рыбной промышленности и развитием оленеводства. Иван Ного часто общался по работе с Николаем Углановым, управляющим Обьгосрыбтрестом в Тобольске, куда входила и ямальская рыбная промышленность. Николай Угланов был арестован и расстрелян в 1937 году. Ивана Ного эта репрессивная гроза миновала, и он продолжал трудиться в регионе. 

В середине тридцатых Иван Фёдорович окончил в Ленинграде курсы советского строительства, где учился хорошо и с энтузиазмом. Так, в ведомости написано, что он освоил следующие дисциплины: русский язык и литературу, математику, политграмоту, политэкономию, экономическую географию, теорию и практику советского строительства (или создание государственности – вертикали власти), колхозно-совхозное строительство, основы социалистического учёта и планирования, советское законодательство и правовые вопросы работы районных исполнительных комитетов, делопроизводство и другие. 

Эти знания, а ещё ряд полученных до революции и на практике во время работы у купцов Иван Ного активно применял в своей деятельности в Салехарде и при поездках в тундру к коренному населению. Он объяснял тундровикам новации власти, а ей – с экономических и этнических позиций жизнь населения края. Во многом просвещённый Иван Ного поспособствовал вовлечению коренного населения в новые формы хозяйствования и росту его образования, а также развитию промышленности в интересах экономики края и страны за счёт централизованных капитальных вложений. Он, как один из руководителей системы региональной власти, объединял действия Обдорского Интегралсоюза, занимавшегося также промыслом рыбы через колхозы, и систему государственного промысла – Трест, где преобладали вахтовики – сезонные бригады. А в Интегралсоюзе доминировало коренное население, и уловы рыбы были выше. Эта система действовала и в послевоенный период, будучи довольно эффективной. 

Через колхозы Иван Ного начинал её внедрять в оленеводстве, чтобы снизить в нём противостояние частного и государственного секторов. Руководители округа тех лет Иван Ного и Пантелеймон Прибыльский формировали пятилетние планы развития региона, были сторонниками его комплексного развития, и первые геологические исследования тридцатых-сороковых годов прошли при их непосредственном участии. 

В тридцатые годы Иван Фёдорович был занят урегулированием конфликта Советской власти с оленеводами – так называемой мандалой: он ездил по стойбищам без сотрудников НКВД, особенно много по Приуральскому району и по сложному, менее русифицированному – Ямальскому. Там коренное население прочно держалось за вековые экономические принципы в оленеводстве. 

В записных книжках Ивана Фёдоровича можно прочесть имена и фамилии оппонентов власти с весьма конкретными обидами ненцев и предложениями по устранению нарушений. Так, на встречах они говорили, что мол «отобрали винтовки, и они решили организоваться»; спрашивали о достоверности слухов о переселении ненцев с Ямала на юг; рассказывали о реквизициях, когда отбирали и оленей, и хозяйственную утварь, об отмене калыма, отмечая при этом, что «всё равно будут покупать жён». Говорили об арестах кулаков и шаманов, требовали признать их равноправными и распустить колхозы. Высказывали недовольство отправкой в тюрьму арестованных и требовали их освободить, говорили о нормах выработки, об иных болезненных для ненцев проблемах и личных склоках. Все эти проблемы Ивану Фёдоровичу приходилось решать, а некоторые претензии ненцев имели довольно жёсткий характер. 

На встречах с оленеводами он подробно записывал их требования и предложения по экономической политике, проводимой партией. Пытался разобраться и часто добивался учёта мнений оленеводов в органах власти региона, кого-то даже спасал от ареста. Он возглавлял в 1934 году примирительную комиссию окрисполкома по ликвидации противоречий и сумел за два года снизить накал противостояния. Отстаивая интересы коренного населения, Иван Ного разъяснял сотрудникам НКВД и представителям партийных органов на совещаниях в окрисполкоме и окружкоме ВКП (б) роль частного оленеводства для ненцев севера Ямала. С мнением Ивана Ного считались – в то время он был одним из немногих хорошо образованных ненцев, кто имел среди местного населения большой авторитет. Понимание общих проблем как со стороны властей, так и аборигенов, позволяло ему находить золотую середину и улаживать конфликты к общей пользе. 

Ного и литература

В двадцатые – начале тридцатых Иван Ного приобщается к занятиям литературным, историко-культурным творчеством. В ходе поездок по тундре он, свободно владея родными языками, записывал речевые обороты, слова, фольклорные легенды ненцев, изучал воспоминания участников различных событий на Ямале, а также исторические хроники тех лет, работал с ныне уже утраченными документами. 

Пишутся первые страницы рукописи по истории Обдорска, народного образования в селе с 1861 по 1900 год. Иван Фёдорович оставил подробные записи по истории школ Обдорска, которые подтверждают, что предшественницей салехардской средней школы номер один была сельская двухклассная школа Министерства государственных имуществ Российской империи, образованная в 1882 году. В записках Ивана Ного по годам указано количество учеников в школах Обдорска – миссионерской, зырянской и русской, их национальность. 

Писал он развёрнутые заметки по истории Ямала, в частности, по эпизодам его присоединения к России. Эти документы прошлого тогда не публиковались, а историки ещё не добрались до этих свидетельств. Все сведения, результаты поездок и стали основой литературной деятельности Ивана Ного. 
Фактически он первым из ненцев региона начал собирать и обрабатывать устное творчество своего народа.

Перевод этих записей на русский язык и их опубликование помогут восстановить старинные предания. Иван Ного обработал эпические сказания ненцев «Евако», «Вэре», а авторская рукопись «Хабтаркы Тэта высако» насчитывает 88 листов. Сохранились записи о хантыйских богах и месте их хранения, этнографический материал о хранителях в архиве Ивана Ного представляет интерес для этнографов – он собран, когда ещё чтили и соблюдали многие древние традиции.

В те же тридцатые годы Иван Ного плодотворно работал с ленинградским этнографом Георгием Вербовым, исследователем Ямала и жизни ненцев. Так случилось, что он и его документы погибли в 1942-м в блокадном Ленинграде. Иван Ного и Пётр Хатанзеев вместе с этнографом много ездили по Ямалу. Учёный вёл записи встреч и разговоров, своих наблюдений. Сохранились только письма Георгия Вербова к Ивану Фёдоровичу, где исследователь просит объяснить значения ненецких слов и оборотов, некоторые сакральные таинства и народные обычаи, религиозные и социальные воззрения ненцев. Георгий Вербов присылал Ивану Ного на рецензию ненецкую грамматику – это был первый вариант, затем графику ненецкой письменности перевели на кириллицу. 

Сохранились в архиве и записки Ивана Ного по ненецкой грамматике. А «Основные орфографические правила ненецкого языка», изданные в 1933 году Научно-исследовательской ассоциацией Института народов Севера ЦИК СССР под авторством Георгия Вербова, прислали на рецензирование Ивану Фёдоровичу.
Первоначальное литературное образование Ного получил у Иринарха Ивана Шемановского, который выявил талант у своего ученика, читая его сочинения и переложения русских сказок на ненецкий язык. 

 

Фото к статье
Иван Ного - экономист и литераторИван Ного - экономист и литератор
Фото:МВК им. Ивана Шемановского
Комментарии Добавить комментарий

Нет комментариев

Войти на сайт