Вековой юбилей российской авиации
История гражданского воздушного флота началась 9 февраля 1923 года, когда вышло постановление СНК СССР «Об организации Совета по гражданской авиации». Самолёты садились на Обь и Шайтанку
В начале двадцатых годов прошлого века, после Гражданской войны и сибирских мятежей, на Ямале, да и во всём Тобольском округе, менее всего думали об экзотической на тот момент отрасли. В архивных документах того времени дискуссии разворачивались вокруг темы развития речного пароходства и о гужевом транспорте – лошадка тогда правила бал. Однако подспудные процессы по формированию авиационных перевозок всё же шли и на территории севера Западной Сибири.
В 1930 году первые шаги сделала ямальская авиация. К тому году на складах Обдорска (Салехарда) скопилось много полевой пушнины, которую требовалось вывезти на Международный меховой аукцион в Ленинград, стране требовалась валюта. Это задание партии и советского правительства, как писали газеты, выполнил экипаж под командованием лётчика Ивана Михеева на самолёте АНТ-9. С 31 января по 6 марта 1931 года, летая по маршруту Москва – Тобольск – Берёзово – Обдорск, он вывез пушнину. Зимой самолёт садился на лёд Оби вблизи Обдорска, летом на берег Шайтанки, где позже стал действовать до середины 50-х годов сухопутный аэродром Строительства № 501.
В 1933 году президиум окрисполкома, отвечая на запрос Комитета Севера при ВЦИК о состоянии округа, пишет: «Главный упор делается на речной транспорт… Несколько слов о воздушном транспорте. Воздушная линия устроена от Свердловска до Салехарда. Главная цель – вывоз пушнины и как подсобное – провозка пассажиров. В целях вывоза пушнины не только из Салехарда, но и из глубинных пунктов ставим задачу установления воздушного сообщения с районными центрами к концу пятилетки (первая пятилетка в СССР – 1928–1932 гг., вторая – 1933–1938 гг. – Прим. авт.) не реже двух раз в декаду, с областным центром – пять раз в декаду. Расширение воздушной связи потребует постройки аэростанций во всех райцентрах в количестве пяти единиц». Гидропорт начали строить в Салехарде в 1931 году. В 1934-м Ямало-Ненецкий окрисполком и окружком ВКП (б) обратились в правительство СССР с предложением организовать летние и зимние авиационные линии Салехард – Яр-Сале, Новый Порт – Тамбей; Салехард – Ныда – Хальмер-Седэ (Тазовский). Предложение поддержали.
В целом же к обращению округа в правительство СССР ведут полёты в Обдорск – Салехард лётчиков Омской аэростанции, они перевозили пушнину, редких пассажиров и почту. Обскую (Омскую) линию переименовали в отдельную Обскую, и в 1938 году её передали гражданскому воздушному флоту, все материалы по ней находятся в Москве в архиве Института экономической истории.
В Салехард лётчики линии летали на самолётах АНТ-9 по маршруту Омск – Тавда – Салехард. Летали на глазок – по земным ориентирам и звёздам, карт не имелось, как и наземного аэронавигационного оборудования. На линии работали пилоты: А. В. Лункевич, С. Антюшев, Р. Р. Линк, В. С. Молоков, бортмеханики: Д. П. Кузнецов, Г. В. Дикарев.
По итогам авиационного развития в Салехарде к 8 февраля 1935 года закончена организация Гидропорта, и состоялись первые условно регулярные полёты по маршруту Тюмень – Салехард. В следующем 1936 году начались полёты по авиалиниям Салехард – Яр-Сале – Новый Порт – Тамбей, Салехард – Ныда – Хальмер-Седэ (Тазовский). Полёты совершались между 22 августа и 5 октября на самолёте Н-154. Экипаж – командир С. Антюшев (погиб в воздушном бою в 1943 году над Карским морем) и бортмеханик Каратаев.
Накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году, председатель окрисполкома Горин обратился в Управление гражданского воздушного флота Совнаркома СССР с очередным предложением об открытии линии Салехард – Хальмер-Седэ (Тазовский). В письме он привёл данные о росте объёмов перевозок из аэропорта Салехарда, которые ему представил начальник аэропорта Гульбис. Так, в 1938 году перевезено 345 пассажиров, 14 тонн грузов и 2,5 тонны почты. В 1939-м перевезено 950 пассажиров, 12 тонн груза, 14 тонн пушнины, 3,6 тонны почты. В 1940 году перевезено 603 пассажира, 18,5 тонны груза, почты 10 тонн. По данным видно, что объём авиаперевозок при крайне слаборазвитой схеме постоянно рос.