Как обдорского князя Ивана Тайшина в Зимнем дворце принимали
Княжеские портреты
Сохранилось немного изображений и описаний внешнего вида Ивана Тайшина. Елена Перевалова отмечает, что встречается несколько указаний на исполнение портретов и литографий князя. Так, С. Соммье писал, что, когда обдорский князь был принят императором Николаем I, c него написали портрет. Со ссылкой на Кастрена о «прекрасном литографическом портрете князя» в пожалованном российским государем костюме упоминали О. Финш и А. Брем. Портрет 70-летнего князя Ивана Тайшина опубликован в книге А. Алквиста. Рисунок выполнен с фотографии, сделанной на рыболовном стане спутником финского исследователя студентом Эмилем Боэмом.
В 1876 году в долине Оби работала питерская экспедиция зоолога И. С. Полякова и фотографа И. А. Лютика. «Тогда, видимо, и сделан приводимый снимок князя Тайшина за столиком», – пишет кандидат исторических наук Елена Толмачёва.
Несколько портретов и сюжетных рисунков обдорской элиты того века принадлежат кисти тобольского художника Михаила Знаменского. Он в 1866 году по приглашению губернатора А. И. Деспот-Зеновича совершил поездку в Обдорск и Надым. В 1889 году на открытии Тобольского губернского музея организована выставка его рисунков из серии «От Тобольска до Обдорска». Альбом его репродукций издал фонд «Возрождение Тобольска», познакомиться с ним можно в библиотеке МВК им. И. С. Шемановского.
Политика мирного сосуществования
Князь Иван Тайшин в годы своей службы во второй половине XIX века проявил себя талантливым управленцем и дипломатом. Лавируя между царской администрацией и коренным населением края, он проводил политику мирного сосуществования в регионе нескольких экономик и культур: традиционного хозяйства коренных жителей и развития здесь промышленности пришлыми людьми, а также двух систем управления – царско-гражданской и традиционной. Все исторические источники отмечают, что князь Иван Тайшин пользовался огромным уважением и у русско-зырянского населения, и у коренного, и у властных структур империи в Тобольске.
У князя имелось несколько ставок, одна была в юртах Горнокнязевских. Другая – в Обдорске на современной улице Ленина. Также имел он домик на мысу около реки Шайтанки, где в 1895 году организовали первую в Обдорске больницу.
Умер князь Иван Тайшин в феврале 1886 года, похоронили его на старом остяцком кладбище с соблюдением всех традиций. Находилось оно на мысу, где река Преображенка (ранее – Шайтанка) впадает в Полуй. Уже отец Иринарх отмечал, что кладбище не сохранилось. В тридцатые годы здесь построили больничный городок, сегодня тут стоят дома. В 1909 и 1910 годах остатки кладбища обследовал петербургский этнограф Сергей Руденко. Результаты его работы опубликованы в 1914-м в издании «Материалы по этнографии России». В 1938 году здесь побывал Андрей Палашенков, известный историк, краевед, легендарный директор Омского краеведческого музея, он писал: «…возле больницы, на песчаном берегу по направлению к речке Шайтанке – старое остяцкое кладбище. Здесь на песке встречаются предметы остяцкого обихода…»
К сожалению, теряется память о знаменитом человеке Обдории – князе Иване Тайшине. Возможно, наши краеведы напишут книгу об этой обдорской династии в стиле известной серии «Жизнь замечательных людей».